Продвижение концепции предпринимательского университета в качестве стратегии укрепления отечественных правовых ценностей
https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-3-21-28
EDN: IISVYY
Аннотация
Введение. В условиях глобальных кризисов предпринимательские университеты играют важнейшую роль в поддержке национальной и региональной экономики и решении социально значимых задач. Однако несмотря на значительный научный интерес к продвижению предпринимательских университетов, на сегодняшний день существует проблема недостаточной изученности корреляции данного концепта с системой правовых ценностей – формированием гражданственности, установлением принципа равноправия, регулированием поведенческих установок и т. д. В связи с этим целью работы является рассмотрение динамических возможностей предпринимательского университета, которые могут способствовать укреплению отечественных правовых ценностей, а также определение стратегических механизмов продвижения изучаемой концепции в России.
Материалы и методы. Структурным ядром методологической базы стал системный подход к изучению организационных и функциональных принципов деятельности предпринимательских университетов в качестве целостных структур, формирующих собственную экосистему. Вспомогательные методы исследования (анализ и структуризация релевантных источников; сравнение зарубежного опыта и отечественных подходов; оценка и моделирование стратегических механизмов) позволили выявить непроработанные аспекты имплементации данной концепции и, как следствие, обозначить возможности их преодоления.
Результаты исследования. Выявлены связующие звенья между способами формирования правовых ценностей общества и функциональной деятельностью предпринимательских университетов. Доказано, что значительный правовой потенциал подобных организаций выражается в поддержании общественной стабильности, гражданской осознанности и инициативности, укреплении принципа неотчуждаемости человеческих прав и свобод, а также формировании равноправия в образовании и предпринимательстве. Анализ практических случаев внедрения концепции предпринимательского университета показал недостатки данной системы в России (низкий количественный и качественный уровень стартапов, проблемы с финансированием, концентрация научно-предпринимательской деятельности в крупных городах, региональная незаинтересованность и др.), на основании чего был предложен ряд стратегических рекомендаций, направленных на актуализацию изучаемой концепции на территории РФ.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование является значимым для российской юридической науки, поскольку дает новое представление о роли предпринимательских университетов в правовом и социальном развитии общества, а также предлагает университетам и предпринимателям конкретные решения для преодоления социально-экономических барьеров.
Ключевые слова
Об авторах
А. Б. ШумилинаРоссия
Анастасия Борисовна Шумилина, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Коммерческое и предпри-нимательское право»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Н. А. Анциферова
Россия
Наталья Александровна Анциферова, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Коммерческое и предпринимательское право»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Rodríguez-Aceves L, Couto-Ortega M, Minola T, Markuerkiaga L, Hahn D. Entrepreneurial University Governance: The Case of a Cooperative University. The Journal of Technology Transfer. 2024;49:2200–2233. https://doi.org/10.1007/s10961-024-10126-1
2. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики; 2019. 240 с.
3. Казин Ф.А., Кондратьев А.В. Развитие концепции предпринимательского университета в вузах России. Новый инструментарий оценки. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(1):18–41. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.002
4. Belitski M, Sikorski J. Three Steps for Universities to Become Entrepreneurial: A Case Study of Entrepreneurial Process and Dynamic Capabilities. The Journal of Technology Transfer. 2024;49:2035–2055. https://doi.org/10.1007/s10961-024-10099-1
5. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет. Вопросы образования, 2007;(1):49–63.
6. Петрова Т.В. Теоретические подходы к формированию правовых ценностей в современной системе образования. Московский юридический журнал. 2023;(4):45–54. https://doi.org/10.18384/2949-513X-2023-4-45-54
7. Ибрагимова А.И. Исследование успешных практик создания предпринимательских университетов. Актуальные исследования. 2021;37(64):59–62.
8. Ицковиц Г. Модель тройной спирали. Инновации. 2011;(4(150)):5–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali (дата обращения: 31.06.2025).
9. Чмырь Ю.Ю., Гуремина Н.В., Беляев В.А. Проблемы и особенности формирования предпринимательского потенциала университетов в России и за рубежом. Creative Economy, 2017;11(1):19–28. https://doi.org/10.18334/ce.11.1.37228
10. Farsi J, Imanipour N, Salamzadeh A. Entrepreneurial University Conceptualization: Case of Developing Countries. Global Business and Management Research: An International Journal. 2012;(4):193–204. URL: https://ssrn.com/abstract=2057775 (accessed: 31.06.2025).
11. Костин К.Б. Особенности развития стран Северной Европы. Российское предпринимательство. 2018;19(1):313–334.
12. Носонов А.М. Факторы формирования предпринимательских университетов в России. Современные проблемы науки и образования. 2020;(4):30. https://doi.org/10.17513/spno.29978
13. Земцов С.П. Технологическое предпринимательство как фактор развития России. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022;1(53):212–223. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-53-1-11
14. Земцов С, Чепуренко А, Михайлов А. Вызовы пандемии для технологических стартапов в регионах России. Форсайт. 2021;15(4):61–77. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.4.61.77
15. Пашенцев Д.А. Особенности регионального законодательства в сфере предпринимательской деятельности. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки, 2015;(2(18)):56–60.
16. Полозков М.Г., Андреев Е.В., Жарницкий В.Я., Баюк О.А. Технологическое предпринимательство как инструмент перехода на инновационный тип развития экономики. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):67–77.
17. Минеева Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства. Вестник Астраханского Государственного Технического Университета. Серия Экономика. 2007;(2(37)):230–236.
18. Lehmann EE, Meoli M, Paleari S, Stockinger SA. The Role of Higher Education for the Development of Entrepreneurial Ecosystems. European Journal of Higher Education. 2020;10(1):1–9. https://doi.org/10.1080/21568235.2020.1718924
Рецензия
Для цитирования:
Шумилина А.Б., Анциферова Н.А. Продвижение концепции предпринимательского университета в качестве стратегии укрепления отечественных правовых ценностей. Правовой порядок и правовые ценности. 2025;3(3):21-28. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-3-21-28. EDN: IISVYY
For citation:
Shumilina A.B., Antsiferova N.A. Promotion of the Entrepreneurial University Concept as a Strategy for Strengthening National Legal Values. Legal Order and Legal Values. 2025;3(3):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-3-21-28. EDN: IISVYY