
«Правовой порядок и правовые ценности» — научно-практический рецензируемый журнал, имеющий теоретическую и практическую направленность и освещающий актуальные вопросы в области юриспруденции. Издание является форумом для сотрудничества российских и иностранных ученых, способствует сближению российского и мирового научно-информационного пространства.
В журнале публикуются оригинальные статьи ведущих специалистов, соответствующие тематическому профилю журнала в рамках следующих научных направлений:
- теоретико-исторические правовые науки;
- публично-правовые (государственно-правовые) науки;
- частно-правовые (цивилистические) науки;
- уголовно-правовые науки;
- международно-правовые науки.
В журнале публикуются результаты исследований, направленных на обеспечение преемственности фундаментальной и прикладной научной мысли, отражение уровня и степени научной разработанности различных тематик в области теории и истории государства и права, государственного управления, правотворчества и правоприменительной практики, отраслевых юридических наук, изучение и анализ тенденций развития российского законодательства для поиска эффективных методов правового регулирования; аргументацию новых гипотез и авторских выводов в области юриспруденции с обсуждением как глобальных вопросов, так и носящих региональный характер.
Журнал стремится актуализировать и развивать принцип междисциплинарного подхода, обсуждая релевантные юридические исследования, которые могут быть полезными для юристов и иных специалистов.
Все статьи публикуются на русском и английском языке и проходят процедуру рецензирования.
Редакционная политика журнала в своей работе опирается на традиционные этические принципы российской научной периодики, поддерживает Кодекс этики научных публикаций, сформулированный Комитетом по этике научных публикаций (Россия, Москва), соблюдает этические нормы работы редакторов и издателей, закрепленные в кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors), кодексе поведения для издателя журнала (Сode of Conduct for Journal Publishers), разработанные Комитетом по публикационной этике — Commitee on publication ethics (COPE).
Адресован журнал тем, кто разрабатывает стратегические направления развития современной юридической науки — научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам юридических вузов, практикующим юристам, а также другим заинтересованным лицам.
О журнале
Журнал «Правовой порядок и правовые ценности» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 16 сентября 2022 года (выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации Эл № ФС 77-83924 — сетевое издание).
Все статьи журнала имеют зарегистрированный в системе CrossRef индекс DOI.
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Российская Федерация, https://donstu.ru/
eISSN (online) 2949-1843
Год основания журнала: 2022.
Периодичность: 4 выпуска в год (30 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).
Распространение: Российская Федерация.
Журнал «Правовой порядок и правовые ценности» принимает к публикации: оригинальные, обзорные статьи, исследования, которые ранее не были опубликованы.
Веб-сайт: https://www.lawandorder-donstu.ru
Главный редактор: Исакова Юлия Игоревна, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета «Юридический» Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону, Россия).
Язык: русский.
Ключевые характеристики: индексирование, рецензирование.
История лицензирования: Журнал использует Международную лицензию Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY).
Текущий выпуск
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Введение. В настоящий момент набирает актуальность вопрос об использовании в высшем образовании как цифровых технологий, которые уже хорошо зарекомендовали себя в других сферах общественной жизни (большие данные, цифровые библиотеки, интернет вещей и другие), так и цифровых технологий, которые только недавно появились в открытом доступе, и использование которых в системе образования пока осуществляется редко (однако это неизбежно произойдет в будущем). К последней категории относится искусственный интеллект, разновидностью которого выступает нейросеть ChatGPT 4.0. В России о необходимости внедрения искусственного интеллекта (ИИ) прямо говорится в Указе Президента РФ № 490 от 10.10.2019 г., которым была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. В Распоряжении Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» подчеркивается, что целью цифровой трансформации является достижение высокого уровня «цифровой зрелости» образовательными организациями высшего образования, научными организациями и ответственным отраслевым федеральным органом исполнительной власти. Указанные нормативные требования обусловливают необходимость исследования перспектив внедрения технологий ИИ во всех видах образовательных учреждений, в том числе на юридических факультетах. Цель исследования – проанализировать организационно-правовые и этические аспекты использования искусственного интеллекта и обосновать преимущества и угрозы использования нейросетей (на примере ChatGPT) в процессе проведения учебных занятий на юридических факультетах российских университетов.
Материалы и методы. В процессе исследования использовались общепринятые в России методы научного познания: диалектический метод, анализ, синтез, конкретно-исторический, логический, сравнительно-правовой, системный методы и другие.
Результаты исследования. В ходе исследования проанализирована теория и практика использования искусственного интеллекта (на примере нейросети ChatGPT) в образовательной деятельности на юридических факультетах. Обоснована необходимость включения в учебный процесс (например, в магистратуре) специальных учебных дисциплин, раскрывающих особенности использования искусственного интеллекта в юридической деятельности. Выявлены преимущества и угрозы от использования искусственного интеллекта, возможные регламенты его применения в учебном процессе. Рассмотрены этические вопросы использования искусственного интеллекта, обобщен опыт различных российских и зарубежных вузов, определяющих допустимость его применения.
Обсуждение и заключение. Человечество стоит на пороге новой промышленной революции, поэтому воспрепятствовать развитию искусственного интеллекта уже невозможно. В самое ближайшее время под воздействием ChatGPT изменится не только концепция высшего образования, набор компетенций преподавателя и студента, но и само понимание этики, допустимости и параметров использования искусственного интеллекта и иных цифровых технологий. Изменится идеология и философия высшего образования, что повлечет правовые, методические, технические и иные последствия в виде внесения изменений в российский закон об образовании, отражающих новую цифровую реальность. В тех странах, где возобладает консервативный взгляд на новые цифровые образовательные технологии, начнется отставание от передовых стран мира. Формирование новой цифровой модели компетенций выпускника будет происходить на фоне других изменений общественной жизни, включая использование интернета вещей, дронов и роботов, искусственного интеллекта, больших данных, нанотехнологий и многого другого. И хотя большая часть этих преобразований не имеет прямого отношения к праву, их использование приобретет внешнюю правовую форму, и потребуются юристы, компетентные разрешать цифровые споры. Именно для этого на юридических факультетах следует внедрять цифровые технологии, обучая этому студентов.
Введение. Решение проблем, связанных с охраной диких животных и их мест обитания, требует эффективного функционирования правовой науки и практики. Однако в российской правовой системе недостаточно уделяется внимание вопросу о месте фаунистического права в системе права. По-прежнему дискуссионным остаётся вопрос о критериях дифференциации отраслей права. В частности, в существующих научных исследованиях недостаточно полно выработаны основополагающие направления государственно-правовой политики, ориентированной на охрану и рациональное использование объектов животного мира и их природной среды обитания. Цель настоящего исследования заключается в анализе цели как одного из критериев, который позволяет рассматривать фаунистическое право как самостоятельную область права.
Материалы и методы. В рамках данного исследования использован ряд научных методов и приемов, позволивших глубже изучить междисциплинарные связи между административным правом, экологическим правом и теорией права. Анализ предмета исследования основывался на формально-логическом и сравнительном методах познания.
Результаты исследования. В ходе проведённого научного исследования была установлена ключевая цель фаунистического права – регулирование отношений, касающихся охраны и устойчивого использования объектов животного мира, сохранения биологического разнообразия. Данная цель представляет собой фундаментальный признак, обосновывающий автономность соответствующей правовой отрасли. В рамках анализа были выявлены и всесторонне изучены специфические признаки, отражающие целевую направленность фаунистического права и затрагивающие интересы как государства, так и общества в процессе эксплуатации природных ресурсов.
Обсуждение и заключение. Изучение целей фаунистического права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Для достижения этих целей требуется наличие эффективного юридического инструментария и создание соответствующих условий, способствующих их практической реализации. Сформулированные автором предложения и рекомендации представляют собой перспективную теоретическую основу для применения в дальнейших научных исследованиях в данной сфере.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Введение. Актуальность изучения политики нацификации, проводившейся в Третьем рейхе в сфере государственной службы, растет не только в связи с давно обозначившейся тенденцией к постепенной реабилитации нацизма в некоторых странах, но в первую очередь вследствие возникновения на Украине, при активном посредничестве США и их европейских союзников, политического режима, в рамках которого была сформирована система государственного управления, в значительной степени основанная на нацистской модели. Таким образом, был создан опасный прецедент, дающий основание предполагать, что в условиях кризиса западной либеральной демократии, демонстрирующей неспособность адекватного ответа на вызовы современности, в ведущих европейских государствах в будущем могут возобладать те же тенденции. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить сущностные аспекты нацификации системы государственного управления в Третьем рейхе в период 1933–1939 гг.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили междисциплинарный и системный подходы, диалектический и историко-сравнительный методы.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования выявлены сущностные аспекты трансформации, которой германская система государственного управления подверглась в довоенный период существования гитлеровского режима. Ее стержневым компонентом стал процесс широкомасштабной нацификации, ускорению которой способствовало привлечение в ряды чиновничьего корпуса ветеранов национал-социалистического движения. Основным критерием профессиональной пригодности государственного служащего в Третьем рейхе официально признавалась не его компетентность, а безоговорочная лояльность политическому режиму и соответствие национал-социалистическим расовым стандартам. Таким образом, в лице государственной бюрократии гитлеровский режим обрел послушный и эффективный инструмент реализации собственных внутри- и внешнеполитических задач.
Обсуждение и заключение. На довоенном этапе существования гитлеровского режима национал-социалисты, осуществив кодификацию немецкого чиновничьего права в пронацистском духе и поставив институты государственной власти под жесткий контроль партийных структур, смогли успешно решить задачу унификации и нацификации чиновничьего корпуса, интегрировав представителей всех звеньев государственного аппарата в политическую систему Третьего рейха. Сделав доступным замещение должностей в государственных структурах для лиц, обладавших заслугами перед национал-социалистическим движением, и части представителей общественных низов и обеспечив таким образом последним рост вертикальной социальной мобильности, власти Германии совершили важный шаг по пути нацификации бюрократического аппарата. В конечном итоге нацистам удалось полностью адаптировать механизм государственного управления к задачам сохранения и упрочения своего политического господства накануне развязывания Второй мировой войны.
Введение. Актуальность изучения понятия «национальная безопасность» связана прежде всего с теми изменениями в геополитической обстановке, которые происходят в мире в период новейшей истории. Военные конфликты, техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, вызовы, связанные с развитием новых информационных технологий, побуждают руководителей государства адекватно реагировать на происходящее. В связи с этим целесообразно рассмотреть трактовки концепта «национальная безопасность», представленные в разных редакциях стратегии национальной безопасности Российской Федерации, сквозь призму исторического развития и современных установок, с учетом внешних и внутренних угроз. Целью исследования является изучение и анализ эволюции концепта «национальная безопасность» в стратегии национальной безопасности Российской Федерации в условиях изменяющегося мира.
Материалы и методы. Объектом исследования является концепт «национальная безопасность» как сложное и многоаспектное понятие в стратегии национальной безопасности Российской Федерации (редакции 2009, 2015 и 2021 гг.). В исследовании был применен диалектический метод познания как основной, а также использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сопоставительный и формально-юридический методы.
Результаты исследования. Проанализирована эволюция концепта «национальная безопасность» в трех редакциях стратегии национальной безопасности РФ и дана его современная трактовка. Рассмотрен динамичный характер общественных отношений, обусловливающих необходимость постоянного переосмысления и адаптации данного концепта к меняющимся реалиям. Обосновано, что суть понятия «национальная безопасность» изменяется в зависимости от внутренних и внешних вызовов и угроз, с которыми сталкивается государство в тот или иной период своего исторического развития, что находит отражение в нормативных правовых документах, регламентирующих основные принципы и приоритеты государственной политики в области обеспечения безопасности страны. Обсуждение и заключение.
Выводы, сделанные в результате исследования, призваны дополнить и расширить научное представление о сущностных характеристиках концепта «национальная безопасность», представленного в стратегии национальной безопасности РФ, мерах по совершенствованию правового обеспечения национальной безопасности в современных геополитических реалиях, а также могут послужить основой для дальнейших научных гипотез и изысканий в данной области.
Введение. Сегодня защита прав человека в открытом цифровом пространстве становится важнейшей задачей обеспечения личной безопасности граждан. Приватность частной жизни, конфиденциальность персональной информации могут оказаться под угрозой. В этой связи обязанность государства – удержать баланс между личными интересами граждан, общественным благом и полномочиями публичной власти, усовершенствовав законодательство в сфере управления персональной информацией и создав гибкую, быстро адаптирующуюся к новым вызовам систему кибербезопасности в российском сегменте Интернета. Цель исследования – выявить, какие угрозы и риски несет использование цифровых технологий для свободной реализации человеком права на неприкосновенность частной жизни, а также наметить пути решения проблем защиты частной жизни в условиях цифровой трансформации общества.
Материалы и методы. В процессе исследования использовался общефилософский диалектический метод познания объективной действительности, а также общенаучные и частнонаучные методы: логический, формальноюридический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Результаты исследования. Установлено, что защита информационного пространства Российской Федерации является ключевым элементом общенациональной безопасности, обеспечивающим защиту интересов граждан, социальных структур. Доказано, что цифровая трансформация общества порождает необходимость принятия ряда мер для защиты и обеспечения естественных прав человека. Выявленные проблемы и угрозы в цифровой среде свидетельствуют о недостаточности предпринимаемых попыток совершенствования законодательства РФ и создания дополнительных подразделений правоприменительных органов. Необходим комплексный подход к защите права граждан на неприкосновенность частной жизни. Предложено разработать и закрепить на законодательном уровне новые основы управления персональной информацией.
Обсуждение и заключение. Вопросы защиты права граждан на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Целесообразно ускорить процесс совершенствования правового регулирования данных общественных отношений для создания безопасной цифровой среды. Сформулированные в статье теоретические положения могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике.
Введение. Русская Арктика вызывает научный и практический интерес преимущественно в части экономического и социального развития, определения границ арктических регионов, взаимодействия и разграничения полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации. Однако для обеспечения безопасности страны и достижения национальных стратегий устойчивого развития не менее важны вопросы охраны окружающей среды арктической климатообразующей части России, проблемы землепользования, защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов, населяющих Арктику. Цель данного исследования заключается в поиске и обосновании эколого-правового потенциала программы «Арктический гектар» для устойчивого развития Арктической зоны России.
Материалы и методы. При проведении исследования применялись диалектико-материалистический, формально-юридический, логический методы научного познания, которые позволили сопоставить имеющиеся научные данные и результаты исследований с действующими положениями нормативных правовых актов относительно устойчивого развития Арктики.
Результаты исследования. Выявлено, что слабым местом устойчивого развития Арктической зоны является эколого-правовой аспект: несмотря на внушительный объем нормативных актов, до настоящего времени не устранены проблемы распределения территорий традиционного природопользования, рекультивации нарушенных тундровых земель, климатических рисков, защиты особо охраняемых природных территорий в границах распределения «Арктического гектара» и др. Обозначены актуальные вопросы эколого-правового характера для усовершенствования нормативного регулирования и успешной реализации программы «Арктический гектар».
Обсуждение и заключение. Исследование выявило недостатки правового обеспечения программы развития Русской Арктики, а именно уклон в социально-экономическую область. Потенциал «Арктического гектара» состоит в создании эффективного эколого-правового режима, регламентирующего использование и развитие данной территории с позиции ее природоохранного значения.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности управления государственными земельными ресурсами в Российской Федерации. Успешные примеры внедрения блокчейнтехнологий в земельные отношения в других странах демонстрируют значительный потенциал таких решений, однако в России в настоящее время этот вопрос остается малоизученным. Цель статьи – рассмотреть возможности цифровизации процесса торгов по приобретению и аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с использованием блокчейн-технологий, выявить ключевые преимущества, проблемы и перспективы их внедрения.
Материалы и методы. В основу исследования положен компаративный подход, направленный на сравнение и анализ иностранного опыта внедрения блокчейн-технологий для проведения торгов по приобретению или аренде земельных участков. Также использован формально-юридический (догматический) метод.
Результаты исследования. Установлено, что цифровизация торгов по приобретению или аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с использованием блокчейн-технологий существенно повышает прозрачность, безопасность и эффективность этих процедур. Применение новых технологий снижает коррупционные риски, ускоряет процессы и улучшает доступность информации для участников, что подтверждается успешным опытом Эстонии и ОАЭ. Подчеркнуто, что для внедрения блокчейн-технологий в России требуется разработка единых стандартов для цифровых платформ, используемых в этой сфере, что позволит обеспечить совместимость систем и унификацию данных. Предложено предусмотреть юридическое признание электронных сделок и документов, что упростит процесс оформления прав на земельные участки. Делается вывод, что обеспечение защиты данных участников торгов является важным аспектом, требующим принятия дополнительных мер в области кибербезопасности.
Обсуждение и заключение. Внедрение цифровых технологий может значительно упростить проведение земельных торгов, снизить коррупционные риски и ускорить сделки. Важно продолжать исследования, направленные на устранение существующих технических и правовых барьеров и адаптацию международного опыта к российским реалиям, чтобы обеспечить устойчивое развитие системы земельных торгов в будущем.
Введение. Динамичное развитие трудовых отношений и введение новых форм занятости, таких как дистанционный формат работы, на данном этапе жизненного цикла нашего государства стимулирует законодателя к постоянному совершенствованию нормоположений, регламентирующих взаимоотношения работника и работодателя. Так, в последние два года существенно обновились нормы, связанные с вопросами регламентации труда отдельных категорий работников, оформления трудовых отношений, организации и оплаты работы наставников и т.д. При этом один из немаловажных институтов трудового права – дисциплина труда, и в частности, вопросы привлечения работников к дисциплинарной ответственности, – остается неизменным на протяжении достаточно длительного времени. И, к сожалению, это не свидетельствует о том, что данные нормы совершенны и их практическое применение не вызывает затруднений. Цель данного исследования – анализ нормативной базы и формирование на его основе направлений для совершенствования Трудового кодекса РФ в части дисциплинарной ответственности работников по аналогии со специализированным законодательством, регламентирующим трудовую деятельность отдельных категорий работников (судей, государственных служащих, полицейских и др.).
Материалы и методы. В рамках данной работы автором применялись: общенаучный метод, сравнительный анализ и формально-логический подход к изучению законодательства, регулирующего вопросы применения дисциплинарных взысканий.
Результаты исследования. Недостаточно разработанная в ТК РФ регламентация вопросов дисциплины труда создает проблемы для обеих сторон трудовых правоотношений: работников могут привлечь к дисциплинарной ответственности несправедливо, а работодатели могут подвергнуться риску судебной отмены решения о применении к работнику дисциплинарного наказания и последующего взыскания компенсации морального вреда (а в случае увольнения – еще и взыскание зарплаты за время вынужденного прогула). Автором проанализировано специализированное законодательство, подробно регламентирующее трудовую деятельность судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов и т.д., и предложены корректировки действующих норм по аналогии с рассмотренными: установление четкой последовательности действий для работодателя при наложении дисциплинарного взыскания; определение на уровне закона, какой конкретно вид ответственности должен быть применен за соответствующий дисциплинарный проступок. Предложено дать легальное определение понятия «ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей» с целью исключения дискриминационной трактовки со стороны работодателя.
Обсуждение и заключение. В свете приведенных примеров четкой нормативной регламентации дисциплинарной ответственности для отдельных категорий работников автором намечены тенденции совершенствования законодательства РФ. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить такие формулировки общих правил применения ответственности к работнику, которые послужат действенной гарантией его защиты от трудовой дискриминации, а для работодателя станут гарантией применения к работникам указанных мер в соответствии с четкими и понятными процедурами, которые в дальнейшем позволят избежать судебных споров.