Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

«Правовой порядок и правовые ценности» — научно-практический рецензируемый журнал, имеющий теоретическую и практическую направленность и освещающий актуальные вопросы в области юриспруденции. Издание является форумом для сотрудничества российских и иностранных ученых, способствует сближению российского и мирового научно-информационного пространства.

В журнале публикуются оригинальные статьи ведущих специалистов, соответствующие тематическому профилю журнала в рамках следующих научных направлений:

  • теоретико-исторические правовые науки;
  • публично-правовые (государственно-правовые) науки;
  • частно-правовые (цивилистические) науки;
  • уголовно-правовые науки;
  • международно-правовые науки.

В журнале публикуются результаты исследований, направленных на обеспечение преемственности фундаментальной и прикладной научной мысли, отражение уровня и степени научной разработанности различных тематик в области теории и истории государства и права, государственного управления, правотворчества и правоприменительной практики, отраслевых юридических наук, изучение и анализ тенденций развития российского законодательства для поиска эффективных методов правового регулирования; аргументацию новых гипотез и авторских выводов в области юриспруденции с обсуждением как глобальных вопросов, так и носящих региональный характер.

Журнал стремится актуализировать и развивать принцип междисциплинарного подхода, обсуждая релевантные юридические исследования, которые могут быть полезными для юристов и иных специалистов.

Все статьи публикуются на русском и английском языке и проходят процедуру рецензирования.

Редакционная политика журнала в своей работе опирается на традиционные этические принципы российской научной периодики, поддерживает Кодекс этики научных публикаций, сформулированный Комитетом по этике научных публикаций (Россия, Москва), соблюдает этические нормы работы редакторов и издателей, закрепленные в кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors), кодексе поведения для издателя журнала (Сode of Conduct for Journal Publishers), разработанные Комитетом по публикационной этике — Commitee on publication ethics (COPE).

Адресован журнал тем, кто разрабатывает стратегические направления развития современной юридической науки — научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам юридических вузов, практикующим юристам, а также другим заинтересованным лицам.

О журнале

Журнал «Правовой порядок и правовые ценности» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 16 сентября 2022 года (выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации Эл № ФС 77-83924 — сетевое издание).

Все статьи журнала имеют зарегистрированный в системе CrossRef индекс DOI.

Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Российская Федерация, https://donstu.ru/

eISSN (online) 2949-1843

Год основания журнала: 2022.

Периодичность: 4 выпуска в год (30 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).

Распространение: Российская Федерация.

Журнал «Правовой порядок и правовые ценности» принимает к публикации: оригинальные, обзорные статьи, исследования, которые ранее не были опубликованы.

Веб-сайт: https://www.lawandorder-donstu.ru

Главный редактор: Исакова Юлия Игоревна, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета «Юридический» Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону, Россия).

Язык: русский.

Ключевые характеристики: индексирование, рецензирование.

История лицензирования: Журнал использует Международную лицензию Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY).

Текущий выпуск

Том 3, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

9-20 7
Аннотация

Введение. Утверждение этатизма как принципа аграрного законодательства происходило в России на протяжении всего советского периода, и определила его ведущие тенденции сплошная коллективизация сельского хозяйства, осуществленная в 1930-х гг. Колхозное право, окончательно оформившееся в рамках коллективизации как отдельная отрасль советского законодательства, отличалось наличием любопытной коллизии: декларировавшиеся в нем нормы о кооперативном статусе колхозов, созданных на средства самих крестьян, с общественной собственностью на средства производства и самоуправлением, фактически выполняли роль идеологического парадного фасада, тогда как в действительности важными для законодателя являлись этатистские положения, закрепляющие верховенство государственного над общественным. Такой подход привел к утрате аграриями хозяйственной инициативы и, в конечном итоге, деградации советской деревни. В современной литературе указанная особенность колхозного права практически не освещается, при этом осмысление исторического опыта необходимо для эффективного регулирования аграрного производства в Российской Федерации. Цель настоящего исследования заключается в анализе этатизма как принципа советского аграрного законодательства, его проявлений в базовых нормативно-правовых документах 1930-х гг. и воздействия на колхозную систему СССР.
Материалы и методы. Источниковую базу настоящего исследования составили разнообразные нормативные правовые акты, принимавшиеся в СССР в 1930-х гг., а также исторические материалы, в частности, архивные документы из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центра документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), Государственного архива Ростовской области (ГАРО). Методология исследования представлена общенаучными и специальными юридическими методами, в числе которых сравнительно-исторический, историко-правовой, формально-юридический (догматический), метод контент-анализа.
Результаты исследования. Доказано, что в Советском Союзе изначально сложились благоприятные условия для укоренения этатизма, который лег в основу колхозного законодательства: колхозы, создававшиеся в рамках сплошной коллективизации, формально рассматривались партийно-государственным руководством как кооперативные, но фактически – как полностью подконтрольные государству, лишенные автономности. Задача советской юстиции заключалась в том, чтобы данный статус колхозов был закреплен законом. На протяжении 1930-х гг. в СССР сложился обширный комплекс нормативных правовых актов, регулировавших устройство и функционирование коллективных хозяйств. Помимо основополагающих документов (таких как Примерные уставы сельхозартели 1930 г. и 1935 г.), комплекс этот включал множество других юридических актов, которые принимались органами власти в разное время и по разным поводам, но все они имели целью подчинить колхозы государству и поставить во главу угла государственные интересы. Причем с течением времени стремление государства упрочить свой контроль не ослабевало, но усиливалось. В результате такой политики колхозы практически не имели кооперативной самостоятельности, превратившись в огосударствленные сельскохозяйственные предприятия.
Обсуждение и заключение. Юридическая теория и законодательная практика в СССР в 1930-х гг. строились в русле этатистского подхода, однако поскольку законодатель был вынужден учитывать идеологические постулаты о коллективизации как построении социализма в деревне, на первый план выдвигались декларативные положения о колхозной демократии. Такие декларации являлись своего рода юридическим фасадом, призванным подтвердить наличие социалистических отношений в Советской России, однако по сути в стране господствовал государственный капитализм, так как ведущей тенденцией законодательства являлось узаконение вмешательства властей в сферу деятельности коллективных хозяйств и полное подчинение колхозной системы государству.

21-28 2
Аннотация

Введение. В условиях глобальных кризисов предпринимательские университеты играют важнейшую роль в поддержке национальной и региональной экономики и решении социально значимых задач. Однако несмотря на значительный научный интерес к продвижению предпринимательских университетов, на сегодняшний день существует проблема недостаточной изученности корреляции данного концепта с системой правовых ценностей – формированием гражданственности, установлением принципа равноправия, регулированием поведенческих установок и т. д. В связи с этим целью работы является рассмотрение динамических возможностей предпринимательского университета, которые могут способствовать укреплению отечественных правовых ценностей, а также определение стратегических механизмов продвижения изучаемой концепции в России.
Материалы и методы. Структурным ядром методологической базы стал системный подход к изучению организационных и функциональных принципов деятельности предпринимательских университетов в качестве целостных структур, формирующих собственную экосистему. Вспомогательные методы исследования (анализ и структуризация релевантных источников; сравнение зарубежного опыта и отечественных подходов; оценка и моделирование стратегических механизмов) позволили выявить непроработанные аспекты имплементации данной концепции и, как следствие, обозначить возможности их преодоления.
Результаты исследования. Выявлены связующие звенья между способами формирования правовых ценностей общества и функциональной деятельностью предпринимательских университетов. Доказано, что значительный правовой потенциал подобных организаций выражается в поддержании общественной стабильности, гражданской осознанности и инициативности, укреплении принципа неотчуждаемости человеческих прав и свобод, а также формировании равноправия в образовании и предпринимательстве. Анализ практических случаев внедрения концепции предпринимательского университета показал недостатки данной системы в России (низкий количественный и качественный уровень стартапов, проблемы с финансированием, концентрация научно-предпринимательской деятельности в крупных городах, региональная незаинтересованность и др.), на основании чего был предложен ряд стратегических рекомендаций, направленных на актуализацию изучаемой концепции на территории РФ.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование является значимым для российской юридической науки, поскольку дает новое представление о роли предпринимательских университетов в правовом и социальном развитии общества, а также предлагает университетам и предпринимателям конкретные решения для преодоления социально-экономических барьеров.

29-39 3
Аннотация

Введение. Законодательство, касающееся охраны и использования животного мира, является важным элементом экологической политики любого государства, поскольку оно обеспечивает правовую основу для сохранения биоразнообразия, устойчивого использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. Цель настоящего исследования состоит в анализе исторических этапов формирования и развития законодательства о животном мире в России, его современного состояния, а также в выявлении ключевых тенденций и направлений для совершенствования правового регулирования в данной сфере.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили научные и исторические источники, касающиеся формирования законодательства о животном мире в России, а также современная отечественная нормативно-правовая база. Методы исследования включали: историко-правовой анализ; сравнительно-правовой метод; интерпретационный подход, направленный на выявление тенденций в развитии законодательства; проблемнохронологический подход для систематизации информации.
Результаты исследования. Всестороннее изучение подходов к регулированию сферы охраны и использования животного мира в России в разные исторические периоды позволило проследить, как изменялось отношение общества к этому вопросу, какие правовые механизмы использовались для защиты животного мира, и как эти механизмы адаптировались к изменяющимся условиям. Так, в дореволюционный период законодательство о животном мире основывалось на локальных нормах и традициях, системные правовые акты отсутствовали, а охрана природы зачастую сводилась к защите охотничьих угодий дворян, регулированию промысла животных и поддержке местных экосистем без учета глобальных экологических последствий. В советский период в стране была создана система правовых актов, направленных на защиту окружающей среды, регулирование охоты, рыболовства и заповедников. Это дало возможность достичь определенного баланса между развитием экономики и сохранением биоразнообразия, что, безусловно, оказало большое влияние на формирование современного законодательства Российской Федерации в области использования и охраны животного мира. Сформулированные авторами предложения и рекомендации касаются дальнейшего совершенствования природоохранных правоотношений.
Обсуждение и заключение. Эволюция законодательства о животном мире отразила трансформацию государственной политики, научных подходов и отношения общества к природе на протяжении столетий. При дальнейшей оптимизации отечественной природоохранной правовой базы важно учитывать положительные примеры из прошлого, адаптируя их к современным потребностям и условиям экологической защиты.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

40-47 13
Аннотация

Введение. Передовые биотехнологии создания генно-модифицированных организмов (ГМО) активно используются в мировом сельском хозяйстве, поскольку генетически модифицированные растения и животные обладают повышенной продуктивностью и устойчивостью к патогенам, насекомым-вредителям и пестицидам по сравнению с исходными организмами. Благодаря этим свойствам ГМО снижается себестоимость аграрного производства, уменьшается потребность в использовании удобрений и иных химических веществ в сельском хозяйстве, обеспечивается продовольственная безопасность и др. Вот почему одним из приоритетов государственной политики России является регулирование оборота ГМО-содержащей продукции и охрана установленного порядка этой деятельности от возможных нарушений. К сожалению, до настоящего времени не разработана эффективная система противодействия незаконному обороту генно-инженерно-модифицированной продукции, которая включала бы как административно-правовые, так и уголовно-правовые меры. Цель данной работы состоит в выявлении трудностей, возникающих в процессе противодействия нарушениям законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, и выработке предложений по разрешению этих проблем.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, контент-анализ материалов, социологический опрос, экспертные оценки.
Результаты исследования. Выявлены основные тенденции текущей государственной политики Российской Федерации в сфере регулирования порядка создания, приобретения, сбыта, использования генно-инженерно-модифицированной продукции (организмов). Проанализировано состояние правоприменительной практики в области борьбы с незаконным оборотом трансгенных организмов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию административно-правового реагирования на правонарушения, а также выдвинуты предложения по восполнению пробелов уголовного законодательства в сфере противодействия незаконному обороту ГМО.
Обсуждение и заключение. Ключевые выводы касаются необходимости установить криминологически значимые признаки нарушений установленного порядка создания и оборота генно-инженерно-модифицированной продукции (организмов). Для более эффективного обеспечения безопасности оборота данной продукции предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ нормой, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области генно-инженерной деятельности, совершенное неоднократно, либо повлекшее причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных, иные тяжкие последствия. Предложения и рекомендации нацелены на всестороннюю охрану законного оборота ГМО административно-правовыми и уголовно-правовыми мерами.

48-53 4
Аннотация

Введение. Вступление в силу в 2025 г. поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации о введении туристического налога обусловило актуальность поиска баланса между интересами муниципалитетов в пополнении бюджета и сохранением объемов турпотоков в условиях возрастания налогового бремени на турбизнес. Учеными изучен опыт применения туристического налога за рубежом, доказано его положительное значение для развития внутреннего туризма, однако отсутствует комплексное исследование, посвященное проблемам эффективности механизма налогообложения в указанной области. Цель исследования – проанализировать действующее налоговое законодательство РФ и отдельные муниципальные практики и определить пути совершенствования механизма применения туристического налога для сохранения объемов турпотоков в новых условиях.
Материалы и методы. Материалами для статьи послужили действующее законодательство РФ, научные исследования, муниципальные правовые акты г. Екатеринбурга, публикации в СМИ. Для определения особенностей применения налогового законодательства в контексте сохранения турпотоков авторы руководствовались методами телеологического толкования, моделирования, структурно-функционального и системного анализа.
Результаты исследования. Установлено, что для развития внутреннего туризма механизм применения турналога должен быть гибким, учитывающим особенности действующих в регионе в целом и в отдельных муниципалитетах туристических маршрутов, в том числе сезонные изменения. Такой всесторонний подход потребует тесного государственно-частного партнерства при попытке введения в действие указанного налога. Однако сотрудничество между этими структурами не всегда оказывается на должном уровне, как показал екатеринбургский опыт. Выявлено, что для сохранения объемов турпотоков в условиях удорожания стоимости средств размещения требуется развитие инфраструктуры для путешествующих. Снижение показателей объемов туристического потока в связи с взиманием турналога будет свидетельствовать о недостаточной проработке механизма налогообложения в конкретной местности. Ежегодное обсуждение практик муниципалитетов и регионов по указанному вопросу позволит совершенствовать механизм налогообложения.
Обсуждение и заключение. Совершенствование механизма применения турналога позволит не допустить уменьшения потока туристов и тем самым предотвратит удар по внутреннему туризму. По мнению авторов, в первую очередь для этого необходимо откорректировать перечень льгот по налогообложению с учетом популярности туристических маршрутов и сезонной нагрузки, а также наладить государственно-частное партнерство.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

54-65 6
Аннотация

Введение. За последние годы Россия и другие страны приняли ряд новых правовых норм, направленных на адаптацию гражданско-правовых институтов к эпохе цифровых технологий. Для успешной адаптации потребуется проведение анализа основных достижений в сфере цифровизации гражданского права, отражение цифровых технологий в законодательстве, обзор действующих норм и практики их применения в ключевых областях (электронные сделки, блокчейн), рекомендации по дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства с учетом действия цифровых инструментов. Цель данной статьи – исследовать существующее нормативно-правовое регулирование цифровизации гражданского законодательства в России и странах Европейского союза, обосновать возможность использования отдельных удачных правовых конструкций из зарубежного опыта для развития российского гражданского законодательства.
Материалы и методы. В исследовании использованы диалектический и системный методы, метод сравнительного анализа, нормативно-правового анализа, логический метод.
Результаты исследования. Установлено, что в России и странах ЕС процессы цифровизации гражданского законодательства осуществляются в сопоставимой динамике: происходит постепенная регламентация использования цифровых технологий блокчейн, смарт-контрактов, цифровой подписи, цифровых валют, онлайн-платформ для регистрации прав, закрепление цифровых прав в гражданском законодательстве, внедрение цифровых технологий в корпоративное управление. Подчеркнуто, что в качестве отдельного направления можно выделить цифровизацию наследственных отношений и практической деятельности нотариусов.
Обсуждение и заключение. Цифровизация гражданского права – весьма динамичный процесс, требующий поиска баланса между инновациями и защитой прав субъектов. Россия и ЕС за последнее десятилетие заложили законодательные основы для электронного документооборота, признали ряд цифровых конструкций и начали адаптацию традиционных институтов (наследование, корпоративное управление) к новым реалиям. И хотя в ЕС отсутствует единый Гражданский кодекс, на наднациональном уровне уже были приняты нормативные акты, гармонизирующие отдельные аспекты цифровизации и права, исходя из которых государства-члены вносят дополнения в свои национальные кодексы. Аналогичные процессы реформирования права идут и в России. От своевременности и продуманности этих реформ зависит, насколько эффективно гражданское право сможет обслуживать развивающуюся цифровую экономику.

66-71 5
Аннотация

Введение. Актуальность исследования гражданско-правовой ответственности за нарушение порядка проведения торгов по земельным участкам обусловлена возрастающей ролью земельных аукционов в распределении государственного и муниципального имущества в России, а также многочисленными нарушениями при их проведении, которые приводят к ущемлению прав добросовестных участников и дестабилизации земельных правоотношений. Существующие пробелы в правовом регулировании порядка проведения торгов, неоднозначность судебной практики и сложность доказывания нарушений создают предпосылки для злоупотреблений и коррупционных схем, вследствие чего в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества судебных споров, связанных с признанием торгов недействительными, возмещением убытков участникам и защитой их законных интересов. Целью данной статьи является комплексное исследование российского института гражданско-правовой ответственности за нарушение порядка проведения земельных торгов, выявление существующих проблем в данной сфере и разработка предложений по совершенствованию механизмов защиты прав участников торгов.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы судебной практики, статистические данные о проведении земельных торгов. В ходе исследования применялись формально-юридический, сравнительно-правовой методы, контент-анализ научных публикаций и судебной практики и др.
Результаты исследования. Установлено, что торги по земельным участкам являются эффективным механизмом распределения земельных ресурсов, однако требуют совершенствования процедур контроля и предотвращения нарушений. Систематизированы основные виды нарушений при проведении земельных торгов и их последствия для участников правоотношений; проанализированы существующие механизмы защиты прав участников торгов. Обзор судебной практики позволил выявить наиболее распространенные категории споров и способы их разрешения, что дало возможность определить ключевые проблемные аспекты в сфере регулирования земельных торгов. На основе полученных данных были сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию механизмов предупреждения нарушений и защиты прав участников земельных аукционов в Российской Федерации.
Обсуждение и заключение. Для совершенствования системы земельных торгов в России необходимо обеспечить единообразие правоприменительной практики, повысить уровень юридической грамотности участников и продолжить развитие электронных форматов проведения торгов. Особую значимость приобретает внедрение цифровых технологий и усиление механизмов гражданско-правовой ответственности участников торгов, что способствует повышению прозрачности и конкурентности процедуры. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства РФ в сфере земельных отношений и повышения эффективности защиты прав участников торгов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.