Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

Формирование правосознания и гражданской позиции студентов в высших учебных заведениях

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-16-23

Аннотация

Введение. Для всех настоящих и будущих поколений граждан страны принципы и ценности, на которых формируется и функционирует гражданское общество, должны быть приоритетными. При этом теоретическое осмысление указанных категорий должно быть подкреплено их практической реализацией. Поэтому целью исследования является экспериментальное педагогическое изучение проблемных аспектов развития правосознания для выявления комплексной оценки уровня сформированности гражданской позиции педагогов и студентов в высших учебных заведениях.

Материалы и методы. Материалом исследования является процесс организации педагогической работы в вузе, деятельность кураторов студенческих групп. В исследовании использован комплекс общенаучных и специализированных научных методов, направленных на анализ и систематизацию релевантных материалов, а также практическое экспериментальное изыскание.

Результаты исследования. Содержание работы педагогов и студентов по развитию самосознания рассмотрено как в процессе их аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. В качестве основных принципов организации педагогической работы обозначены принципы правосознания и гражданственности, демократии, а также толерантности и вовлечения в опыт гражданского действия. Также проанализированы особенности работы кураторов, целью которой выступила деятельность по формированию правосознания и гражданской позиции студентов. Кроме того, в статье сделан акцент на необходимость формирования и укрепления партнерских отношений с общественностью, образовательными учреждениями, властью, бизнесом.

Обсуждение и заключения. Управляемость процесса развития гражданского самосознания была выявлена как основной результат аналитической деятельности авторов статьи. Были определены основные педагогические условия указанного процесса: организация взаимодействия всех участников процесса и во время образовательной деятельности, и вне таковой, учет специфики профессиональной подготовки студентов и вовлечение общественности в процесс развития самосознания. К педагогическим условиям относится также активизация методов обучения, связанных с развитием правосознания и гражданственности студентов. Показало свою эффективность формирование временных педагогических сообществ, включающих специалистов, непосредственно работающих со студентами и разрабатывающих специализированные подходы к развитию указанных выше качеств у обучающихся, за счет выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем и вопросов, рассмотрение которых позволит повысить эффективность проводимой работы в области развития гражданского правосознания. Была разработана и предложена программа деятельности кураторов учебных групп в области формирования гражданской позиции студентов, а также организован поэтапный мониторинг процесса формирования гражданской позиции обучающихся.

Об авторах

И. В. Абакумова
Донской государственный технический университет
Россия

Абакумова Ирина Владимировна, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», заведующая кафедрой «Общая и консультативная психология», доктор психологических наук, профессор РАО

г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



О. А. Матвеева
Донской государственный технический университет
Россия

Матвеева Олеся Александровна, преподаватель кафедры «Процессуальное право»

г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Мирошина Т.А. Штрихи идеального гражданина в различных социально-исторических условиях. Векторы благополучия: экономика и социум. 2020;2(37):66–76.

2. Загороднова Е.М. «Гражданская позиция» как педагогическая категория. Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2019;4:178–185.

3. Гусейнов О.М., Гусейнов Г.О. К вопросу о путях и средствах формирования правовой культуры личности. Социально-гуманитарные знания. 2020;5:123–134.

4. Гурьева А.А. Формирование гражданской позиции в политехнических школах Республики Саха (Якутия). Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021;7-1(37):148–149.

5. Мирошина Т.А., Игонина Т.Б. Активизация деятельности студентов как условие формирования их гражданской позиции в вузе. Вестник КрасГАУ. 2013;10(85):332–335.

6. Hartley M., Huddleston T. School-Community-University Partnerships for a Sustainable Democracy: Education for Democratic Citizenship in Europe and the United States of America. Council of Europe Publishing. 2010;11. URL: http://repository.upenn.edu/gse_pubs/386 (дата обращения: 20.12.2022).

7. Мирошина Т.А. Влияние социально-педагогических факторов на формирование гражданской позиции студентов вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):1269–1273. https://doi.org/10.15372/PEMW20170318

8. Працко Г.С. Гражданское общество и ценности права в контексте достойной жизнедеятельности личности. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(1):5–17. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-1-5-17

9. Богданова О.В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм. Вестник СГТУ. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;1(21):44–51.

10. Мирошина Т.А. Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;4(44):166–180. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.11


Рецензия

Для цитирования:


Абакумова И.В., Матвеева О.А. Формирование правосознания и гражданской позиции студентов в высших учебных заведениях. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(2):16-23. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-16-23

For citation:


Abakumova I.V., Matveeva O.A. Formation of Students’ Legal Consciousness and Civic Position in Higher Education Institutions. Legal Order and Legal Values. 2023;1(2):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-16-23

Просмотров: 299


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1843 (Online)