Авторские права разработчиков образовательных ресурсов
https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-80-87
Аннотация
Введение. Развитие цифровых технологий, расширение сфер, которые применяют дистанционные формы для реализации образовательных услуг, приводят к созданию и размещению объемного информационного контента на открытых образовательных ресурсах и закрытых для внешнего доступа инфраструктурных сайтах. Это в свою очередь предопределяет возникновение вопросов об авторах и правообладателях указанного контента, пределах использования результатов интеллектуальной деятельности авторов такого контента, распределения получаемого вознаграждения от его коммерческого использования, а также защите прав субъектов при нарушении их прав.
Материалы и методы. Основу настоящего исследования составили труды российских ученых об авторских правах, а также зарубежных исследователей, положения российского гражданского и трудового законодательства и законодательства зарубежных стран. В ходе исследования применены как общенаучные методы, так и такие специальные научные методы, как метод сравнительного правоведения, позволивший выявить подходы к разрешению поставленных вопросов в других юрисдикциях.
Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что проблема незаконного использования образовательного контента и защиты прав авторов и правообладателей указанного контента является широко распространённой, особенно это актуально для открытых образовательных ресурсов. Авторы приходят к выводу, что образовательный онлайн-контент следует квалифицировать как сложное произведение, а также как программу ЭВМ и уникальную базу данных. Особо должны оговариваться пределы свободного использования такого продукта – личная цель, отсутствие коммерческой цели использования. Для разрешения споров авторов и учебных заведений предлагается конкретизировать в трудовом договоре те виды произведений, которые являются служебными произведениями, и определить между сторонами условия их использования.
Обсуждение и заключения. Исследованные проблемы создания и размещения объемного информационно-образовательного контента, использования и переработки результатов интеллектуальной деятельности авторов такого контента, распределения получаемого вознаграждения от его коммерческого использования, а также защита прав субъектов при их нарушении имеют важное практическое значение, поскольку могут быть востребованы для разрешения вопросов об исключительных правах на служебные произведения.
Ключевые слова
Об авторах
Т. С. КасьяненкоРоссия
Касьяненко Татьяна Сергеевна, доцент кафедры «Гражданское право», кандидат юридических наук, доцент
344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
А. П. Алексеева
Россия
Алексеева Анна Павловна, профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права, доктор юридических наук, доцент
236006, РФ, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30
Список литературы
1. Beckerman-Rodau A. The problem with intellectual property rights: subject matter expansion. Yale Journal of Law and Technology. 2011. Available at: https://digitalcommons.law.yale.edu/yjolt/vol13/iss1/2 (дата обращения: 18.04.2023).
2. Merges RM. What kind of Rights are Intellectual Property rights? In: Dreyfuss R.C., Pila J., editors. The Oxford Handbook of Intellectual Property Law. Oxford University Press; 2018.
3. Rognstad OA. Property Aspects of Intellectual Property. Cambridge University Press; 2018. 244 p.
4. Howe H, Griffiths J. Concepts of Property in Intellectual Property Law. Cambridge University Press; 2013. 316 p.
5. Энтин В. Авторское право в виртуальной реальности (новые возможности и вызовы цифровой эпохи. Москва; 2017. 216 с.
6. Свиридова Е. Правовые аспекты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательных бюджетных организаций. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(1):152–163.
7. Hoosen S. Survey on Governments’ Open Educational Resources (OER) Policies. UNESCO and Commonwealth of Learning; 2012. 27 p.
8. Fengchun Miao, Sanjaya Mishra, Rory McGreal. Open Educational Resources: Policy, Costs and Transformation. UNESCO and Commonwealth of Learning; 2016. 234 p.
9. Jacqueline DL. Law and Authors: A Legal Handbook for Writers. University of California Press. 2020; 272 p.
10. Калятин В. О перспективах применения в России доктрины добросовестного использования. Закон. 2015;11:40–47.
11. Hughes J. Fair use and its politics – at home and abroad. In: Okediji R.L, editor. Copyright Law in an Age of Limitations and Exceptions. Cambridge University Press; 2017. P. 234–274.
12. Ворожевич А.С., Козлова Н.В. Случаи свободного использования объектов авторских прав: сущность, общий обзор. Вестник гражданского права. 2019;5:43–78.
13. Snow N. Who Decides Fair Use - Judge or Jury? Washington Law Review. 2019;94(1):281–282.
14. Justine P, Torremans P. European Intellectual Property Law. Oxford University Press; 2016. 671 p.
15. Stalla-Bourdillona S, Rosatia E, Turkb K. et al. An academic perspective on the copyright reform. Computer Law & Security Review. 2017;33(1):3–13.
16. Kretschmer M, Dusollier S, Bernt Hugenholtz P, Geiger C. The European Commission’s public consultation on the role of publishers in the copyright value chain: A response by the European Copyright Society. European Intellectual Property Review [E.I.P.R.]. 2016;36(10):591–595. Available at: https://papers.ssrn.com/ (дата обращения: 18.04.2023).
17. Ricolfi M, Xalabarder R, Van Eechoud M. Academics against Press Publishers’ Right, Statement from 169 EU academics. 2018. Available at: https://www.ivir.nl/ (дата обращения: 18.04.2023).
18. Stalla-Bourdillon S, Rosati E. A Brief Exegesis of the Proposed Copyright Directive. 2016; Nov 24.
19. Мотовилова Д.А. Ключевые положения Директивы (ЕС) № 2019/790 об авторском праве и смежных правах на едином цифровом рынке. Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2019;26:106–120.
20. Chunyan Wang, Guodong Zhao. Open Educational Resources in the People’s Republic of China: Achievements, Challenges and Prospects for Development. UNESCO Institute for Information Technologies in Education; 2011. 86 p.
21. Davison MJ, Monotti AL, Wiseman L. Australian Intellectual property law. Fourth edition; 2020. 1063 p.
Рецензия
Для цитирования:
Касьяненко Т.С., Алексеева А.П. Авторские права разработчиков образовательных ресурсов. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(2):80-87. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-80-87
For citation:
Kasyanenko T.S., Alekseeva A.P. Educational Resources Developers’ Copyright. Legal Order and Legal Values. 2023;1(2):80-87. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-80-87