Национальное мировоззрение как фактор национальной безопасности в классической и отечественной философской мысли
https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-1-15-25
EDN: YTWGUL
Аннотация
Введение. Возможность самостоятельной реализации витальных потребностей многонационального народа России приобретает большое значение в современных условиях цивилизационного противостояния. Требование самостоятельности касается и философских учений, направленных на формирование национального мировоззрения в части установления целей, задач, методов и стратегий обеспечения народного самосохранения, самоподдержания и самовоспроизводства. Заимствованные зарубежные теории, как правило, не соответствуют национальным ценностям и объективным условиям существования нашего народа и закладывают «семена манипуляции» в отечественные системы обеспечения национальной безопасности. В этой связи становится актуальным отечественный опыт философских, религиозных и теоретических концепций, заложивших фундамент национального мировоззрения, поскольку, хотя институты негласной борьбы с внутренней энтропией имеют универсальное значение, в истории человечества их институциональное изучение требует выявления ментальных особенностей общества, в котором они существуют, так как у каждого общества и государства свой путь к устойчивому развитию.
Цель исследования — освещение и актуализация классических философских и отечественных религиозных учений для формирования национального мировоззрения в части обеспечения национальной безопасности в современной России.
Материалы и методы. Материалом исследования стали результаты анализа и индексирования более 1 000 монографий и диссертационных исследований, посвященных вопросам национальной безопасности. Многогранность философских основ института национальной безопасности обусловила использование межнаучного и межотраслевого подходов, использование работ в области антропологии, философии, теологии, истории. Основным методом, использованным в исследовании, является пересмотр истории философских и религиозных учений через призму теории правового порядка общества и теории национальной безопасности. Авторы использовали также комплекс общенаучных и частнонаучных методов исследования — логический, системно-структурирующий, а также сравнительно-правовой методы.
Результаты исследования. В представленной работе авторы обращаются к отечественным религиозным и классическим философским учениям как образцу единого мировоззрения, обеспечивающего выживание народа в череде исторических вызовов. Утверждается, что православию как религиозному учению, умножающему альтруизм народа, удалось создать соборность как единое церковное и мирское мировоззрение, ставшее частью эффективной системы обеспечения безопасности человека, общества и государства, что предопределило вовлечение в православие большей части населения России и других народов.
Обсуждение и заключение. Распространение в современном мире философии эгоизма как ведущей стратегии поведения в широких массах приводит к уничтожению коллективной формы их существования во времени и пространстве. Бытие современного человека вне рамок народа, формой существования которого он является, привело к его «неподлинному существованию». Объектом безопасности человека и его сообществ стало не прошлое и будущее его бытия в многонациональном народе РФ, а его повседневность — «вот–бытие», «здесь–бытие». Будучи эгоистом, не признавая себя формой существования чего-то большего, человек оторван от бессмертия бытия своего народа. Попытка представить себя человеком без Родины, гражданином мира приводит его к отрыву от пространства и общества, в котором он живет. Такому человеку не нужно сохранять прошлое и думать о будущем. На современном этапе многонациональный народ Российской Федерации для своего эффективного самосохранения, самоподдержания и самовоспроизводства нуждается в едином национальном мировоззрении. С учетом отечественного опыта радикального эгоизма капитализма и расточительного альтруизма социализма национальное мировоззрение должно быть основано не на экономических теориях, а на традиционных религиях, общечеловеческих ценностях и общей истории существования народов на территории России.
Об авторах
З. А. СаидовРоссия
Заурбек Асланбекович Саидов, доктор юридических наук, профессор, ректор
364024; ул. А. Шерипова, 32; Грозный
А. И. Мелихов
Россия
Александр Иванович Мелихов, доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра «Конституционное и административное право»
400075; ул. Историческая, 130; Волгоград
Г. С. Працко
Россия
Геннадий Святославович Працко, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра «Коммерческое и предпринимательское право»
344003; пл. Гагарина, 1; Волгоград; Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Мелихов А.И., Працко Г.С. Родина — форма коллективного выживания и актуальный объект обеспечения национальной безопасности. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(2):5–15. doi: 10.23947/2949-1843-2023-1-2-5-15
2. Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Логос права: Парменид – Гегель – Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права. Монография. Москва: Юрлитинформ; 2023. 376 с.
3. Керимов Д.А. В развитие дискуссии о философии и праве. Рецензия на монографию С.И. Захарцева и В.П. Сальникова «Философия. Философия права. Юридическая наука». Правовое поле современной экономики. 2015;(1):68–73.
4. Захарцев С.И., Сальников В. П. Размышления об основах русской суверенной философско-правовой идеологии. Юридическая наука: история и современность. 2020;(2):183–194.
5. Працко Г.С. Порядок общества: теоретико-правовой и институциональный анализ. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Краснодар; 2007. 63 с.
6. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Узланер Д., Марков М., Расков Д., Раскова А. (пер. с англ.). Москва: Изд. Института Гайдара; 2011. 480 с.
7. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск; 1994. 540 с.
8. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Сборник. Сапов В.В. (пер., сост.). Москва: Издательство «Республика»; 1995. 463 с.
9. Платон. Диалоги. Москва: Мысль; 1986. 607 с.
10. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. Доватур А.И. (общ. ред.). Москва: Мысль; 1983. 830 с.
11. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Лосев А.Ф. (ред.). Москва: Мысль; 1986. 571 с.
12. Вечканов Г.С. Концептуальные аспекты экономической безопасности России. В кн.: Социальные технологии и современное общество. Санкт-Петербург; 2003. С. 86–89.
13. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Избранные сочинения. Москва: Художественная литература; 1982. 503 с.
14. Бэкон Ф. Опыт для наставления нравственные и политические. Соч. в 2-х т. Том 1. Москва: Мысль; 1977. 593 с.
15. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Ческис А. (ред.). Москва: Государственное социально-экономическое издательство; 1936. 502 с.
16. Локк Дж. Послание о веротерпимости. Соч. в 3-х т. Т. 3. Субботин А.Л. (ред.). Москва: Мысль; 1988. 668 с.
17. Моздаков А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии. Вопросы философии. 2008;(4):18–25.
18. Герасимов А.В. Феномен безопасности в социально-философском дискурсе. Философская школа. 2018;(4):23–31. doi: 10.24411/2541-7673-2018-10411
19. Спиноза Б. Политический трактат. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2. Москва: Политиздат, 1957. 728 с.
20. Герцен А.И. С того берега. Собр. соч. в 30 т. Т. 6. URL: http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0430.shtml (дата обращения: 01. 10. 2023).
21. Мелихов А.И. Православные религиозные учения в истории обеспечения внутренней безопасности России. В: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 100-летию образования СССР) : материалы XIX Международной научно-теоретической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации; 2022. С. 1771–1779.
22. Мелихов А.И., Истратенков А.Ю., Працко Г.С. Значение национальных ценностей для национальной безопасности. В: Актуальные проблемы частного и публичного права : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 28 октября 2022 года. Выпуск 15. Волгоград: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; 2023. С. 90–95.
23. Петрунин В.В. Политический исихазм и его традиции в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Дис. канд. философ. наук. Москва; 2002. 132 с.
24. Багдасарян В.Э. Национальный политический ритуал в контексте истории российской повседневности. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008;(3):3–13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-politicheskiy-ritual-v-kontekste-istorii-rossiyskoy-povsednevnosti (дата обращения: 19. 09. 2023).
25. Лихачев Д.С., Дмитриев Л.А., Алексеев А.А., Понырко Н.В. (ред.). Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. Т. 9. Тайная Тайных. Конец XV – первая половина XVI века. Санкт-Петербург: «Наука»; 2006. С. 372–423.
26. Сулакшин С.С. (науч. ред.) История России. Учебник для учителя. URL: https://vk.com/doc183608877_449515591?hash=z3Ys3giXhZZCTMSMJofzSLUnYNhu4bNdtAQW5WKZ2yk (дата обращения: 01. 10. 2023).
27. Буссов К. Московская хроника, 1584–1613. В: Хроники Смутного времени. Москва: Фонд Сергея Дубова; 1998. С. 9–162.
28. Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 7. Лисица Ю.Т. (сост.). Mосква: Русская книга; 1998. 608 с.
29. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18. URL: http://www.uaio.ru/marx/18.htm (дата обращения: 01. 02. 2024).
30. Хайдеггер М. Бытие и время (Sein und Zeit). В кн.: История философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом; 2002. 1376 с.
Рецензия
Для цитирования:
Саидов З.А., Мелихов А.И., Працко Г.С. Национальное мировоззрение как фактор национальной безопасности в классической и отечественной философской мысли. Правовой порядок и правовые ценности. 2024;2(1):15-25. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-1-15-25. EDN: YTWGUL
For citation:
Saidov Z.A., Melikhov A.I., Pratsko G.S. National Worldview as the Factor of National Security in the Classical and Domestic Philosophical Thought. Legal Order and Legal Values. 2024;2(1):15-25. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-1-15-25. EDN: YTWGUL