Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

Механизм правового регулирования государственного финансового контроля на преференциальных территориях: опыт Китая

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-2-22-30

EDN: DGUWUF

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию механизма правового регулирования государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития. Исследуемая тема является особо актуальной, поскольку одним из рычагов обеспечения социально-экономического роста регионов является механизм особого правового режима предпринимательской деятельности, который, соответственно, усиливает роль государственного финансового контроля. Объектом исследования является процесс государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития. Предметом исследования – совокупность теоретико-методического, правового и организационного обеспечения процесса государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития. Цель статьи заключается в обосновании и разработке теоретико-методических и правовых положений, а также практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования осуществления государственного финансового контроля на исследуемых территориях.

Материалы и методы. В процессе проведения исследования были использованы способы научного познания, общенаучные и специальные методы. Информационно-эмпирическая база исследования представлена фундаментальными положениями исследований ученых, нормативными правовыми актами федерального и локального уровней, стандартами учета и оценки, статистическими данными в области осуществления государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития.

Результаты исследования. Проведен анализ практики функционирования специальных экономических зон в Китае и модели системы государственного финансового контроля. Выявлены проблемные аспекты в процессах государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации. Доказано, что решением выявленных проблем будет являться формирование механизма государственного финансового контроля на данных территориях, закрепленного на законодательном уровне, включающего нормативно-правовое, информационное, организационное, кадровое обеспечение процесса контроля, методы и инструменты. На основе опыта КНР сформированы практические рекомендации, которые можно использовать в качестве эффективного опыта в системе государственного финансового контроля России.

Обсуждение и заключение. В статье доказано, что совершенствование правового регулирования осуществления государственного финансового контроля на исследуемых территориях позволит законодательно закрепить понятийно-категориальный аппарат государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития, создать эффективный механизм государственного финансового контроля, усилить и повысить эффективность контрольных функций государственного управления, предотвратить и снизить число финансовых и экономических правонарушений, стабилизовать экономические показатели регионов и государства в целом.

Об авторе

Н. В. Шашло
Донской государственный технический университет
Россия

Шашло Нина Владимировна, кандидат экономических наук, доктор философии, доцент, начальник отдела ядерной программы Института сквозных технологий, доцент кафедры медиатехнологий факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии»,

1, пл. Гагарина, г. Ростов-на-Дону, 344003.

ScopusID: 57191963488.



Список литературы

1. Безикова Е.В. Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование. Финансовое право. 2022;(8):17–21.

2. Дрючина В.В. Сравнительная эффективность применения особых экономических режимов в субъектах ДФО на примере Территорий опережающего развития. Уральский научный вестник. 2023;9(6):151–159.

3. Исаев Э.А. Особенности государственного финансового контроля на территории новых субъектов РФ. Бюджет. 2023;(4(244)):30–31.

4. Гладилин А.В., Вергунов И.Ю., Лепшокова Р.Р. Развитие бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(5(98)):15–22.

5. Куликов М.М. Потенциал развития территорий опережающего социально-экономического развития в Ростовской области. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023;16(4):134–142. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-4-134-142

6. Чжао И., Гнатюк Г.А. Анализ потенциала будущего развития территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке. Финансовые рынки и банки. 2023;(8):99–104.

7. Степанов Н.С. Институты развития регионального управления новой модели экономического роста (территории опережающего развития, территории опережающего социально-экономического развития). Вестник университета. 2023;(1):106–113.

8. Kuzubov AA, Shashlo NV, Petruk GV, Korostelev AA. Developing a Supply Chain Subsystem to Manage the Process of Obstacle Elimination for the Innovative Development of Business Entities. International Journal of Supply Chain Management. 2018;7(5):621–631. URl: https://ojs.excelingtech.co.uk/index.php/IJSCM/article/view/2352 (accessed: 15.04.2024).

9. Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С. Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики. Юрист. 2023;(9):63–67. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2023-9-63-67

10. Кондратьева А.Д. Функционирование особых экономических зон в мировой экономике на примере Китая. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022;12(1–1):285–292.

11. Ильясова М.М. Ключевые вопросы формирования и развития особых экономических зон на примере Китая. Вестник евразийской науки. 2021;13(6):76ECVN621. URL: https://esj.today/PDF/76ECVN621.pdf (дата обращения: 15.04.2024).

12. Меланьина М.В. Использование опыта свободных экономических зон Китая при создании зоны свободной торговли в Шанхайской организации сотрудничества. Экономика и управление: проблемы, решения. 2021;1(3(111)):155–160. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2021.03.01.021

13. Хуан В., Пань И. Свободные экономические зоны Китая как условие экономического роста и совершенствования государственного регулирования. Ученые заметки ТОГУ. 2023;14(4):156–161.

14. Фейзуллаев М.Д. Свободные экономические зоны Китая: функционирование в современных условиях. Тенденции развития науки и образования. 2024;(105–5):165–170. https://doi.org/10.18411/trnio-01-2024-253

15. Сипаро К.А. Перспективы развития свободных экономических зон Дальнего Востока и сравнительный анализ развития свободных экономических зон Азии. Инновационное развитие экономики. 2023;(1(73)):144–149.

16. Кузубов А.А., Шашло Н.В. Теоретические аспекты формирования рынка высокотехнологических услуг как ключевого фактора инновационного развития мирового хозяйства. Экономика: теория и практика. 2017;(1(45)):26–30.

17. Таскаева С.В. Свободные экономические зоны как инструмент «мягкой силы» Китая. Вестник Забайкальского государственного университета. 2019;25(4):125–134.


Рецензия

Для цитирования:


Шашло Н.В. Механизм правового регулирования государственного финансового контроля на преференциальных территориях: опыт Китая. Правовой порядок и правовые ценности. 2024;2(2):22-30. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-2-22-30. EDN: DGUWUF

For citation:


Shashlo N.V. Legal Regulation Mechanism of the State Financial Control on the Preferential Regime Territories: China’s Experience. Legal Order and Legal Values. 2024;2(2):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-2-22-30. EDN: DGUWUF

Просмотров: 199


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1843 (Online)