Организационно-правовые и этические аспекты использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности на юридических факультетах в России
https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-1-9-18
EDN: HXJZTF
Аннотация
Введение. В настоящий момент набирает актуальность вопрос об использовании в высшем образовании как цифровых технологий, которые уже хорошо зарекомендовали себя в других сферах общественной жизни (большие данные, цифровые библиотеки, интернет вещей и другие), так и цифровых технологий, которые только недавно появились в открытом доступе, и использование которых в системе образования пока осуществляется редко (однако это неизбежно произойдет в будущем). К последней категории относится искусственный интеллект, разновидностью которого выступает нейросеть ChatGPT 4.0. В России о необходимости внедрения искусственного интеллекта (ИИ) прямо говорится в Указе Президента РФ № 490 от 10.10.2019 г., которым была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. В Распоряжении Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» подчеркивается, что целью цифровой трансформации является достижение высокого уровня «цифровой зрелости» образовательными организациями высшего образования, научными организациями и ответственным отраслевым федеральным органом исполнительной власти. Указанные нормативные требования обусловливают необходимость исследования перспектив внедрения технологий ИИ во всех видах образовательных учреждений, в том числе на юридических факультетах. Цель исследования – проанализировать организационно-правовые и этические аспекты использования искусственного интеллекта и обосновать преимущества и угрозы использования нейросетей (на примере ChatGPT) в процессе проведения учебных занятий на юридических факультетах российских университетов.
Материалы и методы. В процессе исследования использовались общепринятые в России методы научного познания: диалектический метод, анализ, синтез, конкретно-исторический, логический, сравнительно-правовой, системный методы и другие.
Результаты исследования. В ходе исследования проанализирована теория и практика использования искусственного интеллекта (на примере нейросети ChatGPT) в образовательной деятельности на юридических факультетах. Обоснована необходимость включения в учебный процесс (например, в магистратуре) специальных учебных дисциплин, раскрывающих особенности использования искусственного интеллекта в юридической деятельности. Выявлены преимущества и угрозы от использования искусственного интеллекта, возможные регламенты его применения в учебном процессе. Рассмотрены этические вопросы использования искусственного интеллекта, обобщен опыт различных российских и зарубежных вузов, определяющих допустимость его применения.
Обсуждение и заключение. Человечество стоит на пороге новой промышленной революции, поэтому воспрепятствовать развитию искусственного интеллекта уже невозможно. В самое ближайшее время под воздействием ChatGPT изменится не только концепция высшего образования, набор компетенций преподавателя и студента, но и само понимание этики, допустимости и параметров использования искусственного интеллекта и иных цифровых технологий. Изменится идеология и философия высшего образования, что повлечет правовые, методические, технические и иные последствия в виде внесения изменений в российский закон об образовании, отражающих новую цифровую реальность. В тех странах, где возобладает консервативный взгляд на новые цифровые образовательные технологии, начнется отставание от передовых стран мира. Формирование новой цифровой модели компетенций выпускника будет происходить на фоне других изменений общественной жизни, включая использование интернета вещей, дронов и роботов, искусственного интеллекта, больших данных, нанотехнологий и многого другого. И хотя большая часть этих преобразований не имеет прямого отношения к праву, их использование приобретет внешнюю правовую форму, и потребуются юристы, компетентные разрешать цифровые споры. Именно для этого на юридических факультетах следует внедрять цифровые технологии, обучая этому студентов.
Об авторе
A. Я. РыженковРоссия
Анатолий Яковлевич Рыженков, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса
358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11
Список литературы
1. Rashid AB, Kausik AK. AI Revolutionizing Industries Worldwide: A Comprehensive Overview of Its Diverse Applications. Hybrid Advances. 2024;7:100277.
2. Lewis CD. All in: Strategic Approaches to Incorporating AI into Legal Higher Education. Kuwait International Law School Journal. 2021. https://ssrn.com/abstract=4818383 (дата обращения: 22.01.2025).
3. Ромазанова А.Т. Юрист в сфере бизнеса в эпоху цифровизации. В: Правовое обеспечение безопасности в сфере труда и предпринимательства. Сборник научных статей. Зайцева Л.В. (отв. ред.). Тюмень; 2020. С. 159– 168.
4. Анисимов А.П., Рыбак С.В. О некоторых тенденциях и перспективах использования нейросетей в юридической науке. Правовой порядок и правовые ценности. 2024;2(4):9–16. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-4-9-16
5. Ключко Р.Н., Савоневич Е.Л. Цифровая трансформация университета: лучшие практики и актуальные тренды. Education. Quality Assurance. 2021;(3(24)):58–63.
6. Рахматов У.К. Использование сервисов искусственного интеллекта в высшем образовании (на примере ChatGPT 3.5). Извести вузов Кыргызстана. 2023;(5):70–73.
7. Montagnani ML, Najjar MC, Davola A. The EU Regulatory Approach(es) to AI Liability, and Its Application to the Financial Services Market. Computer Law and Security Review. 2024;(53):105984. https://doi.org/10.1016/j.clsr.2024.105984
8. Ajevski M, Barker K, Gilbert A, Hardie L, Ryan F. ChatGPT and the Future of Legal Education and Practice. The Law Teacher. 2023;57(3):352–364. https://doi.org/10.1080/03069400.2023.2207426
9. Hu T, Lu H. Present Development Situation of Artificial Intelligence Law and Thinking on the Talent Cultivation. In: Proceedings of the 6th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2019). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Atlantis Press; 2020. P. 152– 156. https://doi.org/10.2991/assehr.k.191217.099
10. Fornasier MO. Legal Education in the 21st Century and the Artificial Intelligence. Revista Opinião Jurídica (journal of Juridical Opinion), 2021;19(31):1–32. https://doi.org/10.12662/2447-6641oj.v19i31.p1-32.2021
11. Dong Y, Min B. The In-depth Integration of Artificial Intelligence and Higher Legal Education Innovative Models, Teaching Efficacy, and Ethical Considerations. Journal of Current Social Issues Studies. 2024;1(1):1–16. https://doi.org/10.5281/zenodo.14276639
12. Ma B, Hou Y. Artificial Intelligence Empowers the Integrated Development of Legal Education: Challenges and Responses. Future Human Image. 2021;16:43–54. https://doi.org/10.29202/fhi/16/4
13. Кузнецова Т.А. Педагогические аспекты развития цифровой грамотности при использовании нейросетей в дополнительном образовании. Педагогические технологии. 2024;(3):65–71.
14. Jacobowitz L, Jasnow D, Farkas B. Shaping the Future of Higher Education: R2D2 or HAL 9000. National Law Review. 2025;15:59. URL: https://natlawreview.com/article/shaping-future-higher-education-r2d2-or-hal-9000 (дата обращения: 29.01.2025).
15. Ладыжец Н.С. Гибридная социальность: социогуманитарные аспекты воздействия разработок в области искусственного интеллекта на развитие высшего образования. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2024;8(1):42–48. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2024-8-1-42-48
16. Субботина М.В. Искусственный интеллект и высшее образование – враги или союзники? Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024;24(1):176–183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183 (In Russ.)
Рецензия
Для цитирования:
Рыженков A.Я. Организационно-правовые и этические аспекты использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности на юридических факультетах в России. Правовой порядок и правовые ценности. 2025;3(1):9-18. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-1-9-18. EDN: HXJZTF
For citation:
Ryzhenkov A.J. Organisational, Legal and Ethical Aspects of Using the Artificial Intelligence in Educational Process at Law Faculties in Russia. Legal Order and Legal Values. 2025;3(1):9-18. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-1-9-18. EDN: HXJZTF