Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

Правовое регулирование искусственного интеллекта в государственном управлении в Российской Федерации: вызовы и возможности

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-2-23-32

Аннотация

Введение. Значимость правового регулирования функционирования систем искусственного интеллекта (ИИ) в сфере публичного управления обусловлена стремительным развитием соответствующих технологий, которые уже стали неотъемлемой частью деятельности государственных органов в Российской Федерации. Благодаря внедрению ИИ открываются новые возможности для оптимизации процессов, повышения прозрачности и расширения доступа к услугам властных инстанций. Вместе с тем это обостряет перед законодательством ряд непростых вопросов: от обеспечения этических стандартов и защиты персональных данных до выработки адекватных юридических механизмов, регулирующих взаимодействие человека и машины. Современное общество требует от правовой системы гибкости и оперативности, адекватных динамике технологического прогресса. Для этого необходимо не только пересмотреть действующие нормативы, но и определить принципы, на которых будут строиться новые правовые нормы в области ИИ. Лишь при условии продуманного правового регулирования можно будет создать среду, где инновационные решения гармонично дополнят традиционные институты, не ущемляя прав граждан и укрепляя их доверие к государственным структурам. Цель исследования – детально рассмотреть ключевые проблемы, вызовы и возможности, возникающие при интеграции ИИ в сферу государственного управления в Российской Федерации, а также обосновать необходимость формирования комплексного правового регулирования, способствующего одновременно технологическому развитию общества и обеспечению защиты прав граждан.

Материалы и методы. В качестве основного методологического инструмента применялся диалектико-материалистический подход, позволивший проанализировать эволюцию правовых норм и основные тенденции в практике их применения в условиях непрерывного технологического развития. Благодаря использованию исторического, логического, системного и функционального анализа стало возможным проследить ход законодательных инициатив в сфере ИИ, выявить взаимосвязи между нормами различных отраслей права, доказать значимость целостности правовой системы и рассмотреть правовые нормы как инструмент достижения государственных задач и гарантии защиты интересов граждан России.

Результаты исследования. Выделено несколько ключевых результатов, касающихся правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в сфере государственного управления в России. Обоснована необходимость разделения понятий «интеллектуальные информационные системы» (ИИС) и «системы искусственного интеллекта» (СИИ). Доказана целесообразность создания правовой классификации СИИ по уровню автономности и потенциальной угрозе информационной безопасности. Аргументирована потребность в разработке и принятии единых этических норм, регулирующих применение ИИ, поскольку в условиях цифровой перестройки государственных институтов единая система этических стандартов выступает основой для поддержания социальной стабильности и укрепления общественного доверия к властным структурам. Особое внимание уделено риск-ориентированному подходу к внедрению СИИ в работу органов власти, позволяющему распределить зоны ответственности и выстроить механизмы надзора за системами, принимающими особо значимые решения.

Обсуждение и заключение. Обсуждение правовых рамок использования искусственного интеллекта выходит сегодня на первый план в повестке любого государства. На основе международного опыта Россия может сформировать собственную систему нормативных актов, направленных на снижение рисков без ущемления конституционных прав и свобод. Однако процесс разработки и адаптации законодательства в области ИИ в сфере государственного управления требует тесного взаимодействия ученых, юристов, программистов, государственных служащих. Только при условии эффективного сотрудничества всех заинтересованных сторон удастся обеспечить гармоничное сосуществование проверенных правовых институтов и передовых технологий, заложив основу для устойчивого развития общества. Будущие научные исследования должны быть нацелены на разработку сбалансированной правовой модели, которая объединяла бы этические принципы, требования к качеству данных и надежные процедуры контроля алгоритмов и их результатов.

Об авторе

М. В. Алексеева
Донской государственный технический университет; Ростовский филиал Российской таможенной академии
Россия

Марина Владимировна Алексеева, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и история государства и права» Донского государственного технического университета; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 20



Список литературы

1. Мамедова Л.Э.Г., Иванова Л.Н., Алтаев Е.С. Основные аспекты технологии искусственного интеллекта. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2023;3(57):78–88. https://doi.org/10.6060/ivecofin.2023573.656

2. Афанасьевская А.В. Правовой статус искусственного интеллекта. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021;4(141):88–92. https://doi.org/10.24412/2227-7315-2021-4-88-92

3. Afuwape KO. Digital Markets Act: A Hindrance to Innovation and Business Development. Digital Law Journal. 2024;5(2):8–23. https://doi.org/10.38044/2686-9136-2024-5-2-3

4. Ли Я. Использование технологии «дипфейк» в Китае: проблемы правового регулирования и пути их решения. Lex Russica (Русский закон). 2024;77(11(216)):21–31. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.216.11.021-031

5. Маслова Е.А., Самойловская Н.А., Сорокова Е.Д., Чеков А.Д. Регулирование искусственного интеллекта в России: эклектика подходов и акторов. Сравнительная политика. 2022;13(4):65–84. https://doi.org/10.248332221-3279-2022-4-13-65-84

6. Конусова В.Т. Регуляторная политика в сфере искусственного интеллекта: исследование подходов к правовому регулированию. Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2023;3(74):48–58. https://doi.org/10.52026/2788-5291_2023_74_3_48

7. Konusova VT. Regulatory Policy in the Realm of Artificial Intelligence: Exploring Approaches to Legal Regulation. Bulletin of the Institute of Legislation and Legal 7. Алексеева М.В., Исакова Ю.И. Конституционные аспекты цифровых прав в эпоху цифровизации: юридический и правовой анализ. Конституционное и муниципальное право. 2025;(3):27–30. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2025-3-27-30

8. Алексеева М.В., Филимонова Е.А. Особенности трансформации государства в условиях цифровых технологий. Правовой порядок и правовые ценности. 2024;2(2):14–21. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-2-14-2

9. Барсукова М.А., Пальмов С.В. Методы искусственного интеллекта: краткий обзор. Форум молодых ученых. 2018;(5–1(21)):412–417. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-iskusstvennogo-intellekta-kratkiy-obzor (дата обращения: 14.05.2025).

10. Белошапкина А.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта в России и за рубежом. Вестник магистратуры. 2022;(10–3(133)):42–49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanieiskusstvennogo-intellekta-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 14.05.2025).

11. Давудова С.Я., Рагимханова К.Т. Правовое регулирование искусственного интеллекта в образовании. Закон и право. 2025;(3):57–62. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2025-3-57-62

12. Евсеев В.И. Искусственный интеллект в современном мире: надежды и опасности создания и использования. Аэрокосмическая техника и технологии. 2023;1(1):16–34.

13. Лолаева А.С., Сакаева К.У. Искусственный интеллект: правовые и этические аспекты. Юридические исследования. 2021;(8):63–71. https://doi.org/10.25136/2409-7136.2021.8.36306

14. Пройдаков Э.М. Современное состояние искусственного интеллекта. Науковедческие исследования. 2018;(2018):129–153. https://doi.org/10.31249/scis/2018.00.09

15. Рахматуллина Р.Ш. Использование технологий искусственного интеллекта и особенности охраны его результатов. Образование и право. 2020;(11):173–177. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-11126


Рецензия

Для цитирования:


Алексеева М.В. Правовое регулирование искусственного интеллекта в государственном управлении в Российской Федерации: вызовы и возможности. Правовой порядок и правовые ценности. 2025;3(2):23-32. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-2-23-32

For citation:


Alekseeva M.V. Legal Regulation of Artificial Intelligence Use in the State Governance Framework in the Russian Federation: Challenges and Opportunities. Legal Order and Legal Values. 2025;3(2):23-32. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2025-3-2-23-32

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1843 (Online)