Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

Право и экология: взаимовлияние научных областей в процессе подготовки юриста

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-1-31-42

Аннотация

ВведениеРазвивающийся сегодня мировой экологический кризис требует изменения не только политики отдельных государств, но и изменения общественного мировоззрения, поскольку любые, даже самые совершенные законы будут не в состоянии изменить ситуацию, если граждане отвергают их базовые постулаты. Если общество убеждено, что природа существует исключительно для удовлетворения экономических потребностей в природных ресурсах, и ее единственная функция — обслуживать потребности человека, никакие попытки пресечь браконьерство или сократить число несанкционированных свалок отходов не достигнут цели. Цель исследования состоит в выявлении дискуссионных аспектов правового регулирования экологического образования, его организационных и методических проблем, вопросов формирования экологического мировоззрения юристов-экологов посредством расширения междисциплинарных связей и ряда других проблем. Материалы и методыРассмотрены правовые, организационные, мировоззренческие, методические и иные аспекты развития эколого-правового образования в РФ с использованием общепринятых в России методов научного познания: общенаучных (диалектический метод) и частнонаучных методов (анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.).

Результаты исследования. Осуществлена систематизация современных проблем эколого-правового образования в России, представлены рекомендации, позволяющие повысить его эффективность. В ходе исследования авторы уделили особое внимание обзору концепций взаимодействия природы и общества, позволяющих сформировать адекватное современным экологическим угрозам мировоззрение студентов. В статье проанализированы концепции устойчивого развития, «зеленой» экономики, теория изменения климата и концепция циркулярной экономики.

Обсуждение и заключения. Для повышения эффективности российского эколого-правового образования требуется комплекс разнонаправленных мер правового, организационного, методического и вариативного содержания, что позволит приблизить современное юридическое образование к решению экологических проблем XXI века. Проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость и ориентировано на лиц, осуществляющих профессиональную подготовку будущих юристов.

Об авторах

А. П. Анисимов
Донской государственный технический университет
Россия

Анисимов Алексей Павлович, профессор кафедры «Уголовное право и публично-правовые дисциплины», доктор юридических наук, профессор

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Л. А. Резванова
Донской государственный технический университет
Россия

Резванова Лариса Анатольевна, доцент кафедры «Коммерческое и предпринимательское право», кандидат юридических наук, доцент

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Зотова, А. В. Развитие экологической культуры через законодательное закрепление экологического образования / А. В. Зотова // Бизнес, менеджмент и право: DIGITAL REALITY : сб. тр. конф. — Екатеринбург, 2021. — С. 555–560.

2. Педагогика и психология как науки формирования потенциала современного общества : моногр. / гл. ред. Ж. В. Мурзина. — Чебоксары, 2022. — 172 с.

3. Мурадов, Ш. О. Современная программа непрерывного экологического образования (с основами охраны природы) / Ш. О. Мурадов, Д. И. Киличева // Просвещение и познание. — 2022. — № 3. — С. 61–68.

4. Котова, Е. В. Выбор профессии в контексте концепции «sustainable development» / Е. В. Котова, А. С. Безкоровайный // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. —Т. 8, № 1. — С. 1–8.

5. Белоновская, И. Д. Перспективы экологической подготовки будущих юристов в непрерывном образовании и научно-исследовательской деятельности / И. Д. Белоновская, Е. М. Рузаева // Новые педагогические исследования. —2007. — № 4. — С. 42–47.

6. Пасенов, А. Н. Концепция устойчивого развития как фактор правовой модернизации России : автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. Н. Пасенов. — Белгород, 2020. — 23 с.

7. Hornstein, D. T. Environmental Sustainability and Environmental Justice at the International Level: Traces of Tension and Traces of Synergy // Duke Environmental Law & Policy Forum. — 1999. — Vol. 9. — P. 292–303.

8. Mileski, T. Analyzing the Concept of Sustainable Development — Sustainable Security // Ecology & Safety. — 2015. — Vol. 9. — P. 355–361.

9. Webster, K. Missing the wood for the trees: systemic defects and the future of education for sustainable development // The Curriculum Journal. — 2013. — Vol. 24. — No. 2. — P. 295–315.

10. Madi, M. A. Scaling up Climate Finance in a Post-Pandemic World. URL: https://www.academia.edu/50651003/Scaling_up_Climate_Finance_in_a_Post_Pandemic_World (дата обращения: 14.10.2022).

11. Okereke, C. and Ehresman, T. International environmental justice and the quest for a green global economy: introduction to special issue // International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. — 2015. — Vol. 15 (1). — P. 5–11.

12. Попов, В. Непрерывное экологическое образование / В. Попов, В. Томаков // Высшее образование в России. — 2005. — № 7. — С. 14–17.

13. Kabilan, M. K., Annamalai, N. Online teaching during COVID-19 pandemic: A phenomenological study of university educators’ experiences and challenges // Studies in Educational Evaluation. — 2022. — Vol. 74. — P. 1–11.

14. Clarke, S., Peel, D. J., Arnab, S., Morini, L., Keegan, H., Wood, O. A Framework for Creating Educational Escape Rooms and Interactive Games For Higher/Further Education // International Journal of Serious Games. — 2017. — Vol. 4. — Issue 3. — P. 73–86.


Рецензия

Для цитирования:


Анисимов А.П., Резванова Л.А. Право и экология: взаимовлияние научных областей в процессе подготовки юриста. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(1):31-42. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-1-31-42

For citation:


Anisimov A.P., Rezvanova L.A. Law and Ecology: Interdependence of Scientific Fields in Teaching a Jurist. Legal Order and Legal Values. 2023;1(1):31-42. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-1-31-42

Просмотров: 414


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1843 (Online)