Введение. Гражданское общество, ценности права, правовое государство не выходили из поля зрения многих ученых, что свидетельствует об актуальности данной проблематики. Каждое государство в процессе своего становления и развития формирует правовые ценности под влиянием различных условий и факторов (политических, социально-экономических, культурно-духовных и др.). Уровень правовой культуры напрямую зависит от морально-нравственных основ общества и личности. Правовая система любого государства базируется на важнейших принципах, основополагающих ценностях права. Однако, несмотря на осознание большинством людей важности развития правовой действительности, недостаточно исследованным остается вопрос о влиянии ценностей права на функционирование гражданского общества и обеспечение достойной жизнедеятельности человека. Соотношение и взаимосвязь ценностей права и жизнедеятельности гражданского общества и личности становятся реальностью и постоянной потребностью ведущих сфер общественной и частной жизни. Практически это означает, что для каждого человека и гражданина созревают благоприятные условия для воплощения в реальность определенных жизненных устремлений, интересов, потребностей, естественных и неотчуждаемых прав и свобод. В статье обосновывается утверждение, что только в условиях функционирования и развития гражданского общества формируются благоприятные предпосылки для обнаружения, признания и внедрения ценностей права в те основополагающие общественные отношения, от успешного упорядочения которых зависит полноценная жизнедеятельность человека и гражданина. Прослеживается взаимосвязь реализации естественных и неотчуждаемых прав и свобод с процессами формирования условий для обретения конкретной личностью своего достойного образа жизни, который проявляется во всех сферах ее предпринимательской, социальной, культурно-образовательной и иной жизнедеятельности. Цель исследования — выявить потенциал влияния ценностей права на функционирование гражданского общества и обеспечение достойной жизнедеятельности личности.
Материалы и методы. В статье проанализированы гражданское общество и ценности права в контексте достойной жизнедеятельности личности. Особо подчеркивается конституционная основа внедрения ценностей права в систему права, режим правовой законности и надежный правовой порядок, что гарантирует человеку и гражданину уверенность в достижении тех жизненных целей, которые определяют его достойный образ жизни. В процессе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы, в частности, диалектический метод познания, метод системного анализа, аксиологический, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
Результаты исследования. Сделан вывод о потенциале ценностей права как силе, которая эффективно влияет на функционирование гражданского общества и жизнедеятельность каждой личности, стремящейся к обеспечению своего достойного образа жизни. Устоявшиеся и признанные ценности права являются идеальным аккумулятором придания нормативным правовым актам и актам правоприменения содержания, соответствующего интересам и жизненным устремлениям подавляющей части членов гражданского общества.
Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы формирования гражданского общества в России, в том числе подчеркивается недостаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан. Предлагается акцентировать внимание на необходимости формирования эффективно функционирующей системы правового образования и правового воспитания. Отмечается практическая значимость эффективного взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти на основе использования многогранного потенциала правовой системы.
Введение. Для всей мировой системы государств в настоящее время сложилась угрожающая военно-политическая ситуация, представляющая глобальную опасность. Сдержать нарастающую угрозу можно только качественно новыми средствами, дополняя дипломатические меры. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации должно осуществляться на основе достижения цели совершенствования военной системы с использованием различных методов государственного управления, в частности — правовых методов. Российская Федерация обеспечивает военную безопасность государства правовыми нормами, однако ход специальной военной операции, начавшейся 24 февраля 2022 года, показал, что требуется корректировка военной политики и правового регулирования военной сферы. В целях повышения эффективности обеспечения военной безопасности страны необходима глубокая теоретическая проработка сущности и содержания военной безопасности. Цель данного исследования — выявить проблемные аспекты в системе политико-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Материалы и методы. В статье проанализирована политико-правовая основа обеспечения военной безопасности России. В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы, в частности, методы когнитивного анализа сущности военной безопасности, анализ официальных правовых документов, юридически закрепляющих категориальный аппарат исследуемого объекта — военной безопасности, социологический метод исследования общественного мнения на тему военной безопасности и другие.
Результаты исследования. Доказано, что уровень поддержки населением военной защиты суверенитета и территории России высок. Военная политика России нуждается в усилении правовой, материальной и идеологической составляющей. Предложены меры по совершенствованию военной политики в соответствии с общественным запросом россиян.
Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы политико-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Задачи военной политики в области обеспечения военной безопасности как составляющей национальной безопасности России по предотвращению распространения потенциальных конфликтов решаются в процессе укрепления правовой основы союзнических отношений с государствами-соседями, а также усиления ресурсной и идеологической составляющей системы военной безопасности.
Введение. Важнейшая задача перехода к «зеленой» экономике применительно к России означает, в первую очередь, разработку последовательной стратегии движения к этой цели. Поэтому для начала необходимо определить основные направления приложения экономических, правовых, организационных и иных усилий. Сам по себе переход к «зеленой» экономике не предполагает каких-либо концептуальных прорывов (в отличие, например, от концепции устойчивого развития). Это означает, что экологизации должны подвергнуться все основные сферы жизнедеятельности человека, включая промышленность, строительство, транспорт и т.д. Цель — исследование современного правового регулирования охраны окружающей среды в промышленности, транспорте и в сфере строительства, выявление проблем и перспектив совершенствования законодательства в целях определения направлений их дальнейшей экологизации и уточнения стратегии перехода России к «зеленой» экономике. Задачами исследования являются рассмотрение особенностей перехода России на стандарты «зеленой» экономики применительно к трем сферам жизнедеятельности человека, выявление современного правового регулирования данной деятельности.
Материалы и методы. В статье использованы общепринятые в России методы научного познания: общенаучные (диалектический метод) и частнонаучные (анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.).
Результаты исследования. Основным результатом исследования является систематизация современных экологических проблем в сфере промышленности, транспорта и строительства, обсуждение основных направлений их экологизации как одного из условий перехода России на стандарты «зеленой» экономики.
Обсуждение и заключения. Область применения статьи — научно-образовательная деятельность, совершенствование российского экологического законодательства. Выводы исследования состоят в том, что для перехода России к «зеленой» экономике требуется экологизация всех секторов экономики. Однако в настоящий момент внедрение в них новых экологических требований идет неравномерно. В связи с этим возникает необходимость поиска нормативного ответа на современные угрозы экологической безопасности, требующего развития «зеленых» технологий в сфере промышленности, строительства и на транспорте.
Введение. В уголовно-правовой доктрине, нормативных источниках и официальных документах, принятых на международном уровне, существуют различные подходы к определению понятий «киберпреступность» и «киберпреступления», предлагаются разные перечни и классификации этих преступных деяний. Эти разночтения отрицательно сказываются на результативности борьбы с данной разновидностью преступлений. Трансграничный характер киберпреступлений и взаимосвязанность информационно-телекоммуникационных технологий и информационных инфраструктур (Интернета) свидетельствуют о том, что эффективное обеспечение кибербезопасности возможно лишь при условии налаживания международного сотрудничества в этой сфере. Это предполагает разработку унифицированного подхода к определению понятия и перечня киберпреступлений и расширение сотрудничества между странами в сфере выявления, пресечения, раскрытия и расследования киберпреступлений. Цели исследования — сформулировать определение понятия «киберпреступность», рассмотреть классификации киберпреступлений и выработать предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере противодействия киберпреступности.
Материалы и методы. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере противодействия киберпреступности. В процессе исследования этого объекта использовалась юридическая методология, включающая общенаучные, а также специальные научные методы познания.
Результаты исследования. В статье формулируется авторская дефиниция термина «киберпреступность», определяется теоретическое и практическое значение классификаций киберпреступлений, созданных по таким основаниям, как объект преступного посягательства; субъект преступления; способ и средства совершения преступления. В целях повышения эффективности противодействия киберпреступности вносятся конкретные предложения по реформированию российского и международного уголовного законодательства, налаживанию международного сотрудничества в рамках ООН, ШОС, ОДКБ, БРИКС.
Обсуждение и заключения. Выводы, предложения и рекомендации, сформулированные в ходе исследования, обладают определенной теоретической значимостью, так как могут стать основой для дальнейших исследований феномена киберпреступности в рамках уголовного права и криминологии, а также имеют практическое значение для совершенствования практики противодействия киберпреступлениям и повышения эффективности соответствующего уголовного законодательства.
Введение. Идея множественности источников права в отечественном правоведении отрицалась на протяжении десятилетий. Утверждалось, что нормативные акты — единственный носитель и основная форма бытия юридических норм. Ситуация изменилась в 90-е годы ХХ века в связи с радикальными политическими и социально-экономическими преобразованиями в Советском Союзе, в России, на постсоветском пространстве. К источникам права постепенно стали относить не только нормативные правовые акты, но и санкционированные обычаи, судебный прецедент, нормативный договор. За последние десятилетия внешние формы выражения юридических норм существенно увеличились и усложнились. Одна из важнейших задач правовой науки — классификация объектов, распределение предметов (явлений) по классам (видам) в зависимости от их свойств. Между тем немного работ посвящено теоретическим и практическим вопросам классификации источников права на постсоветском этапе развития российского правоведения. Цель данного исследования — выявить проблемы систематизации источников права. Актуальность данной темы обусловлена теоретической и практической значимостью системы источников права, ее реформированием в современных условиях.
Материалы и методы. Методология исследования представлена общенаучными и специальными юридическими методами. В связи с быстро меняющимся в научном сообществе отношением к данным методам, приоритет в исследовании отдавался современным источникам. Проанализированы концептуальные утверждения авторов, что в синтезе с собственным эмпирическим опытом позволило сформулировать ряд положений.
Результаты исследования. Одна из важнейших задач науки — классификация объектов, распределение предметов (явлений) по классам (видам) в зависимости от их свойств. Установлено, что в российском правоведении единичными являются работы, посвященные теоретическим и практическим вопросам систематизации и классификации источников права. Многообразие теоретических подходов к пониманию сущности феномена источника права в юридической науке, диаметральная противоположность авторских трактовок его содержания закономерно приводят к проблемам систематизации источников права. Признано, что проблема классификации источников права находится в стадии разработки и не получила однозначного решения.
Рассмотрены различные подходы к классификации источников права. Проанализирован статус кодифицированных актов в системе законодательства.
Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы систематизации источников права. Трудности вызваны тем обстоятельством, что в понимании источников изначально заложена дихотомия (источники — формы), предполагающая выделение самостоятельных видов при одновременно понятийной и терминологической неопределённости. Система источников российского права продолжает динамично развиваться. Происходит неуклонное расширение круга источников права в российской правовой системе, что напрямую связано с процессом сближения основных правовых систем, прежде всего, романо-германской и англо-саксонской.
Введение. Рост социальной активности в сфере инновационной деятельности отражает общемировой тренд на развитие сотрудничества в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) и их повсеместного распространения. Сбалансированное регулирование охраны и распространения интеллектуальной продукции предполагает государственное воздействие, что в свою очередь актуализирует создание системы органов властного управления национальной инновационной экономикой. Цель данного исследования — выявление основных направлений государственной политики, позволяющих обеспечить конкурентоспособность экономики РФ и роста валового внутреннего продукта, национальную безопасность, технологическую независимость в важных для государства и общества сферах.
Материалы и методы. Объектом исследования стала государственная политика РФ в сфере интеллектуальной собственности. В ходе исследования использован метод конкретных социологических исследований, методы анализа, синтеза и моделирования, а также статистический, системно-структурный, логический, исторический методы.
Результаты исследования. Автором выделены и охарактеризованы пять основных направлений государственной политики РФ в сфере интеллектуальной собственности. В статье сделаны выводы о том, что задача государства состоит в стимулировании социальной активности путем снятия чрезмерных законодательных барьеров и упрощения административных процедур регистрации и лицензирования РИД, открытия доступа к интеллектуальным продуктам, не пользующимся коммерческим спросом или не имеющим правообладателя, создания национальной информационно-коммуникационной платформы цифрового контента. Только государство, являясь основным источником права в XXI в., может обеспечить сбалансированный подход к непротиворечивому сосуществованию и взаимодействию материального и цифрового экономического пространства.
Обсуждение и заключения. Любой перекос в пользу как общественного интереса к доступному знанию и информации, так и приоритетной защиты креативных субъектов усугубляет конфликт интересов, рождает состояние неопределенности в системе законодательства и препятствует созданию благоприятных условий для воспроизводства культуры и технологического прогресса. При этом креативные субъекты — это субъекты, создающие новые знания и технологии, представляющие публичный интерес к обороту интеллектуальной собственности как наиболее коммерчески ценной информации. Вследствие этого основополагающим принципом государственной политики в сфере интеллектуальной собственности следует признать принцип разумного баланса законных интересов и справедливого использования РИД правообладателями, пользователями и потребителями, выраженный в адекватной правовой форме.
Введение. Масштабные преобразования правоохранительной и судебной системы в Российской Федерации привели к тому, что та роль, которая соответствует тем или иным правовым и государственным институтам, существенно изменилась. Причем реформирование системы правоохранительных органов также затронуло и вопросы, связанные с организацией работы системы нотариата и его взаимодействие с другими правоохранительными и правоприменительными органами. В настоящей работе анализируются различные позиции авторов и учёных по данной проблематике, а также нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие сферу нотариальной деятельности. Цель данного исследования — выявить проблемные аспекты в системе взаимодействия нотариальных, правоохранительных и судебных органов Российской Федерации при совершении отдельных нотариальных действий на современном этапе развития правовой системы.
Материалы и методы. В статье проанализированы проблемы организации взаимодействия нотариальных, правоохранительных и судебных органов России при совершении нотариальных действий. В ходе исследования использовались общенаучные и специальные научные методы, в частности, диалектический метод познания, метод когнитивного анализа, социологический метод и другие.
Результаты исследования. Деятельность нотариата, несмотря на его частный статус, следует рассматривать в качестве элемента, который относится к государственной системе. При этом система нотариального производства отделяется от обычной процедуры гражданско-правового характера и приобретает государственно-правовой статус. Нотариус, осуществляя те или иные нотариальные действия, руководствуется правилами, которые имеют особенный характер и соответствуют конкретному нотариальному действию. Сделан вывод о том, что в рамках реализации данного процесса нотариус применяет правила, свойственные в целом для всех совершаемых нотариальных действий.
Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы организации взаимодействия нотариальных, правоохранительных и судебных органов Российской Федерации при совершении нотариальных действий, предложены пути их решения. Задачи правовой политики состоят в необходимости совершенствования правовой базы деятельности нотариусов при взаимодействии с правоохранительными и судебными органами. Основные выводы автора имеют теоретическую и практическую значимость и перспективы дальнейшего исследования данной темы.
Введение. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является составной частью экономики государства, которая затрагивает абсолютно всех граждан России. В последнее время в данной сфере выросло число совершаемых экономических преступлений. Снижение уровня преступности, формирование превентивных мер в рассматриваемой сфере составляют научный интерес и актуальность исследования. Цель исследования — анализ причин ревальвированной экономической преступности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ), а также выработка теоретических и практических рекомендаций, направленных на снижение уровня преступности в данной сфере.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использовался общенаучный диалектический метод познания, методы анализа и синтеза при обобщении теоретического и практического материала, эмпирический и статистический методы позволили сделать основной вывод исследования и достичь поставленной цели.
Результаты исследования. Применен комплексный и всесторонний подход к решению проблемы ревальвированной экономической преступности в сфере ЖКХ с позиций уголовно-правового, уголовно-процессуального и криминологического научного знания. Научная ценность данного исследования заключается в том, что комплексное рассмотрение причин в контексте общей картины экономической преступности в ЖКХ позволяет сделать наиболее полные выводы и предложить общие и специальные криминологические меры по предупреждению преступности в ЖКХ. Это должны быть общесоциальные, экономические, организационно-правовые, просветительские и специальные меры, осуществляемые органами государственного жилищного надзора и органами внутренних дел.
Обсуждение и заключения. Анализ материалов судебно-следственной практики позволил выявить причины ревальвированной экономической преступности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также выработать эффективные превентивные меры борьбы с данной преступностью. В статье представлены рекомендации как для практических работников (следователей при расследовании экономических преступлений в сфере ЖКХ; судей при рассмотрении и постановлении приговоров по указанной категории дел; работников администраций при расчетах и установлении тарифов; сотрудников управляющих, ресурсоснабжающих организаций при взимании коммунальных платежей), так и для исследователей сферы уголовно-правовых наук.
Введение. Развивающийся сегодня мировой экологический кризис требует изменения не только политики отдельных государств, но и изменения общественного мировоззрения, поскольку любые, даже самые совершенные законы будут не в состоянии изменить ситуацию, если граждане отвергают их базовые постулаты. Если общество убеждено, что природа существует исключительно для удовлетворения экономических потребностей в природных ресурсах, и ее единственная функция — обслуживать потребности человека, никакие попытки пресечь браконьерство или сократить число несанкционированных свалок отходов не достигнут цели. Цель исследования состоит в выявлении дискуссионных аспектов правового регулирования экологического образования, его организационных и методических проблем, вопросов формирования экологического мировоззрения юристов-экологов посредством расширения междисциплинарных связей и ряда других проблем. Материалы и методы. Рассмотрены правовые, организационные, мировоззренческие, методические и иные аспекты развития эколого-правового образования в РФ с использованием общепринятых в России методов научного познания: общенаучных (диалектический метод) и частнонаучных методов (анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.).
Результаты исследования. Осуществлена систематизация современных проблем эколого-правового образования в России, представлены рекомендации, позволяющие повысить его эффективность. В ходе исследования авторы уделили особое внимание обзору концепций взаимодействия природы и общества, позволяющих сформировать адекватное современным экологическим угрозам мировоззрение студентов. В статье проанализированы концепции устойчивого развития, «зеленой» экономики, теория изменения климата и концепция циркулярной экономики.
Обсуждение и заключения. Для повышения эффективности российского эколого-правового образования требуется комплекс разнонаправленных мер правового, организационного, методического и вариативного содержания, что позволит приблизить современное юридическое образование к решению экологических проблем XXI века. Проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость и ориентировано на лиц, осуществляющих профессиональную подготовку будущих юристов.
Введение. На современном этапе международных экономических отношений особенно остро стоит вопрос эффективного правового регулирования таможенной деятельности. За последние несколько лет Россия столкнулась с вызовом со стороны ряда недружественных стран в виде экономических санкций. Прозрачность нормативной базы и скрупулезная проработка основных положений норм таможенного права позволит четко и эффективно построить взаимодействие между таможенными органами Российской Федерации и участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), российскими компаниями и таможенными органами стран-участниц Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Цель данного исследования — это анализ правовых основ регулирования в сфере таможенной деятельности и выявление проблемных аспектов. Рабочая гипотеза основана на системе теоретико-методологических положений и научных познаний, согласно которым современные подходы к регулированию взаимоотношений между участниками процессов таможенного оформления и контроля требуют дальнейшей проработки правовых документов в сфере таможенного дела.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы, в частности метод диалектического материализма, метод системного анализа, логический метод, статистический метод и метод сравнительного правоведения.
Результаты исследования. Проведенный анализ нормативной правовой базы в сфере таможенного дела позволяет констатировать недостаточную проработку отдельных вопросов как на уровне компетенции Федеральной таможенной службы, так и в целом в рамках сотрудничества стран-участниц ЕАЭС в сфере таможенного дела.
Обсуждение и заключения. В ходе исследования выявлены следующие проблемные аспекты. Поскольку недостаточно внимания в научных кругах уделяется рассмотрению форм взаимодействия налоговых и таможенных органов Российской Федерации, акцентировано внимание на их отличительных особенностях и рекомендовано продолжить работу Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) и Федеральной налоговой службы (далее — ФНС России) по созданию единого банка данных, подтверждающего совершение участниками ВЭД экспортно-импортных операций. В связи с тем, что в современных условиях особое внимание со стороны таможенных органов уделяется вопросам постконтроля в рамках проводимых камеральных проверок, выявлена потребность приведения в соответствие норм таможенного и налогового законодательства по результатам камеральных проверок. Следует доработать нормативно-правовую базу, связанную с использованием таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)» для физических лиц, имеющих двойное гражданство, а также правовую основу предоставления участниками ВЭД дополнительно запрашиваемых документов в ходе таможенного контроля. Необходима проработка вопроса эффективного взаимодействия таможенных органов с органами по стандартизации и сертификации при предварительном таможенном декларировании. Целесообразно продолжить формирование цифрового пространства ЕАЭС, цифровых инфраструктур и внедрение передовых информационных технологий.
Введение. В соответствии с государственной политикой Российской Федерации в сфере экологического развития сохранение биоразнообразия провозглашается одним из условий обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности. Животный мир является неотъемлемой частью биологического разнообразия и соответственно является одним из условий решения задач и достижения целей экологически ориентированного развития. При этом основами национальной экономической политики в качестве рисков экономического развития названо установление избыточных экологических требований. Таким образом, охрана окружающей среды не является абсолютной ценностью, и экологические требования должны устанавливаться на уровне, не препятствующем экономическому росту. Цель исследования состоит в анализе объективной и субъективной природы цели правового регулирования и эффективности государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира. Для достижения указанной цели осуществлено формулирование понятия и выделение особенностей целей правового регулирования как правовой ценности административного права.
Материалы и методы. В статье методологическая основа представлена совокупностью философских, общенаучных и частнонаучных (анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.) методов познания.
Результаты исследования. Основными результатами исследования являются формулирование доктринального определения цели правового регулирования в области фаунистических правоотношений, а также разработка критериев оценки эффективности государственного управления в сфере охраны и использования объектов животного мира.
Обсуждение и заключения. Область применения статьи — образовательная деятельность юридических вузов и факультетов и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Разработанные автором в ходе научного исследования предложения и рекомендации предлагается использовать в качестве теоретической основы для проведения и организации научных проектов в сфере государственного управления охраны и использования животного мира.
Введение. Обеспечение правового порядка и культивирование правовых ценностей является сложным многогранным процессом, требующим сосредоточения усилий государства, общества и личности, которые интегрируются в емком термине «обеспечение национальной безопасности», редакционно дополняемом в юридических науках до категории «правовое обеспечение национальной безопасности». На пути к достижению задач, направленных на соблюдение национальных интересов, не существует малозначительных или несущественных проблем, равно как до сих пор не сформулирован перечень мер по их достижению, которые могут быть признаны исчерпывающими. Поэтому в предложенной научной статье исследованы проблемы, имеющие непосредственное отношение к терминологии, используемой в наименовании государства «Россия» в государственно-правовом и теоретико-историческом смыслах. Кроме того, затрагиваются вопросы, связанные с использованием государственного герба, гимна и флага как официальных государственных символов Российской Федерации, правовой статус которых регулируется федеральным законодательством, а также международными нормативными правовыми актами. Применение на практике вышеобозначенных символов имеет непосредственное отношение к такому признаку государства, как правовой суверенитет, в части, касающейся его визуального и фонетического демонстрирования на международной арене, а также внутри государства. Отношение к государственным символам и трактовка наименования государства являются маркером правового статуса страны, ее фактических возможностей на мировой арене, а также отношения собственного народа и иностранных граждан к России как цивилизационному, культурному и государственно-правовому феномену. Поэтому для повышения эффективности правового обеспечения национальной безопасности целесообразна детализация правового статуса государственных и национальных символов России. Цель данного исследования заключается в государственно-правовом и теоретико-историческом изучении вербального и визуального обозначения Российской Федерации как суверенного субъекта международного права.
Материалы и методы. В настоящей научной статье исследованы актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности, сопряженные с вербальным, фонетическим, а также нейролингвистическим обозначением России как суверенного субъекта международного права. Использованы формально-юридический, историко-правовой и конкретно-исторический методы, а также политико-правовой метод осуществления юридических исследований.
Результаты исследования. Доказано, что конституционно-правовая норма о тождественности категорий «Россия» и «Российская Федерация» на уровне научной доктрины не имеет однозначно тождественного смыслового содержания, и первая категория по отношению ко второй относится как общее и частное. Авторами обращено внимание, что «Российская Федерация» как наименование государства, сформировавшегося в 1918–1991 гг., не является единственной этимологической разновидностью, используемой для обозначения Российского государства. Термин «Россия» является греческой интерпретацией категории «Русь», в исторической и историко-правовой доктрине конкретизированный до формы «Древняя Русь». Поэтому к первым памятникам права обоснованно относится «Русская Правда», а также упоминавшийся в договорах с Византией «Закон Русский». Одновременно обращается внимание на необходимость ужесточения мер, направленных на пресечение фактов некорректного, тем более оскорбительного отношения к наименованию Российского государства, а также к официальным государственным символам. К таким случаям, по мнению авторов, относится участие граждан Российской Федерации в международных соревнованиях, где демонстрируются государственные символы иностранных государств в статусе «нейтральных атлетов». Лишение России суверенного права официальной демонстрации государственных символов является незаконным, не должно допускаться ни при каких обстоятельствах под угрозой отказа в участии в дискриминирующих многонациональный российский народ мероприятиях его официальных представителей. Кроме того, само участие спортсменов из России в «нейтральном статусе» по умолчанию является согласием с применением незаконных дискриминирующих государство мер русофобской направленности. В настоящее время такое участие не является нарушением законодательства Российской Федерации, но, очевидно, неэтично и непатриотично, но в дальнейшем законодатель может изменить отношение к соответствующему «проступку».
Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы государственно-правового и теоретико-исторического характера, связанные с закрепившимся в правосознании представлением о категориях «Россия» и «Российская Федерация». Задача конкретизации на уровне доктрины содержания этих понятий решена в полном объеме, что позволяет уточнить объективное представление как о государствогенезе, так и современном уровне развития российской государственности, а также миссии Отечества на международной арене.