Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

О роли законодательства субъектов РФ в достижении целей «зеленой» экономики (на примере трех Прикаспийских регионов)

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-3-34-44

Аннотация

Введение. В федеративных государствах задача  по  переходу к  «зеленой» экономике  решается  не  только посредством принятия нормативных правовых актов органами центральной власти, но и посредством развития законодательства субъектов федерации. Не является в этом смысле исключением и Российская Федерация. При этом следует заметить, что законодательство каждого субъекта РФ можно рассматривать как отдельно (индивидуально), так и в рамках межрегиональных экологических проблем, в решение которых каждый субъект РФ может внести свой вклад. Определены полнота и комплексность законодательства субъекта РФ (или уровню его юридической техники). По такому критерию могут быть объединены субъекты РФ, находящиеся рядом с озером Байкал, регионы Поволжья и др. Исходя из этого понимания проблемы, целью настоящего исследования является анализ экологического законодательства Прикаспийского региона (в его состав входят три субъекта Российской Федерации — Республики Калмыкия и Дагестан, а также Астраханская область). Наличие у этих субъектов РФ выхода к Каспийскому морю обусловливает ряд общих проблем данных регионов, которые могут быть решены правовыми средствами.

Материалы и методы. Рассмотрены правовые, организационные, мировоззренческие, экономические и иные аспекты развития экологического законодательства субъектов РФ с использованием общепринятых методов научного познания: общенаучных и частнонаучных методов (диалектический метод, анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.).

Результаты исследования. Проведен доктринальный анализ концепции опережающего нормотворчества субъектов РФ, выявлены ее достоинства и перспективы. Проанализировано экологическое законодательство трех Прикаспийских регионов — Республик Дагестан  и   Калмыкия,  а также Астраханской  области. Дана характеристика достоинств и недостатков законов трех субъектов, регламентирующих охрану окружающей среды. Доказано, что в экологическом законодательстве трех Прикаспийских регионов слабо отражается их приморский статус, высказываются рекомендации по отображению в нем данной экологической специфики.

Обсуждение и заключение. В  России  отсутствует  надлежащее  правовое  регулирование  разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения, включая вопросы охраны окружающей среды. Федеральное экологическое законодательство перечисляет основные направления охраны окружающей среды, по которым субъекты РФ могут осуществлять правовое регулирование, однако по всем (или почти по всем) этим вопросам приняты федеральные законы, которые не всегда предоставляют регионам  возможность  для  собственного  правового  регулирования  и  учета  региональной  экологической специфики. В результате в большинстве субъектов РФ отсутствует четкий план законотворческих работ по вопросам охраны окружающей среды. При этом многие регионы имеют схожие экологические проблемы, что весьма наглядно видно на примере трех Прикаспийских регионов. Для координации их нормотворческих и организационно-управленческих  усилий  необходима  разработка  Концепции  охраны  окружающей  среды Прикаспийский регионов (политико-правового акта, содержащего анализ экологических проблем и путей их решения  правовыми  средствами трех  регионов),  а  также  добровольное  создание  тремя  Прикаспийскими регионами координационного органа, что позволит улучшить качество их экологического законодательства.

Об авторах

А. Я. Рыженков
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
Россия

Рыженков Анатолий Яковлевич - профессор кафедры гражданского права и процесса КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, доктор юридических наук, профессор.

358000, Элиста, пл. Пушкина, 11



Н. В. Цуглаева
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
Россия

Цуглаева Нина Викторовна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, кандидат юридических наук, доцент.

358000, РФ, г. Элиста, пл. Пушкина, 11



Список литературы

1. Выпханова Г.В. Обеспечение устойчивого развития России и ее регионов в условиях глобализации: информационно-правовые проблемы. «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005;(4):74–81.

2. Анисимов А.П. Правовой эксперимент в земельном праве: вопросы теории. Аграрное и земельное право. 2016;(10):4–10.

3. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. Журнал российского права. 2003;(9):32–39.

4. Эпштейн С. Конституционно-правовое разграничение полномочий в сфере земельных отношений в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва; 2006. 24 с.

5. Буринова Л.Д. Правовые проблемы реализации задач построения «зеленой» экономики в субъектах Российской Федерации. Феномен права и законодательство: стратегии и методы познания. 2023;2(1):13–20.

6. Ерегин А.Н. Принципы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва; 2008. 35 с.

7. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В., Крылов Б.С. и др. Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. Москва: Юридическая литература; 1998. 240 с.

8. Усс А.В. Актуальные проблемы формирования единого правового пространства Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации. 2002;(2):9–11.

9. Лапаева В.В. Законодательство об общественных объединениях: правовая концепция разграничения полномочий Федерации и субъектов. Законодательство и экономика. 2002;(10):36–39.

10. Белоусов С.А. Законодательный дисбаланс (доктрина, теория, практика). Дис. д-ра юрид. наук. Саратов; 2015. 505 с.

11. Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Конституционно-правовое исследование. Москва: МЗ Пресс; 2006. 208 с.

12. Велиева Д.С., Пресняков М.В. Регулирование и защита прав человека и гражданина в России: проблема разграничения правотворческих полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Журнал российского права. 2017;(5):17–27.

13. Луценко Е.В. Федеративная природа института законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону; 2008. 30 с.

14. Шведов А.Л. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых трудовым правом. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург; 2006. 32 с.

15. Беднова О.В., Лихачев А.А. Концепция локальной экологической сети на урбанизированной территории. Лесной вестник. 2013;(6):131–141.

16. Васильева М.И. Модельный закон субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Экологическое право. 2006;(1):21–29.

17. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). Москва: ЮРКОМПАНИ; 2010. 365 с.


Рецензия

Для цитирования:


Рыженков А.Я., Цуглаева Н.В. О роли законодательства субъектов РФ в достижении целей «зеленой» экономики (на примере трех Прикаспийских регионов). Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(3):34-44. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-3-34-44

For citation:


Ryzhenkov A.Ya., Tsuglaeva N.V. About the Role of the Russian Federation Subjects Legislation in Achieving the Goals of "Green" Economy (by the Example of Three Caspian Regions). Legal Order and Legal Values. 2023;1(3):34-44. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-3-34-44

Просмотров: 290


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1843 (Online)