Законодательные инициативы в сфере совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса: криминологический взгляд
https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-4-65-73
Аннотация
Введение. Применение смартфонов как средств обучения в школах запрещено российским законодательством. Как известно, научно-технический прогресс обусловил активное внедрение электронных устройств в обиход всех категорий граждан, и система образования не явилась исключением. Чтобы упорядочить использование электронных устройств в образовании, законодатель внес на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект закона, в котором отражено переосмысление отношения к электронным средствам связи. Однако научное сообщество восприняло это предложение крайне неоднозначно, аргументируя свое отношение как положительными доводами, так и отрицательными. Цель исследования — рассмотреть целесообразность и обоснованность применения электронных средств связи в образовательных организациях, проанализировать криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, и дать оценку законодательным инициативам и мнениям ученых различных специальностей относительно совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса.
Материалы и методы. В исследовании был применен обзорный анализ научной криминологической литературы и соответствующего законодательства в части целесообразности и обоснованности применения средств связи в образовательных целях, произведена криминологическая оценка рисков их использования. Методический инструментарий включал общенаучные методы научного познания (диалектический метод) и частнонаучные методы (анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, системный метод).
Результаты исследования. В ходе исследования проанализированы различные научные мнения о допустимости применения электронных средств связи в образовательных целях. Рассмотрены криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, существующее нормативно-правовое регулирование, дана оценка мнениям ученых различных специальностей по этому поводу. Сделан вывод о том, что даже если устройство использовалось в учебных целях, то длительное взаимодействие с ним негативно сказывалось на успеваемости обучающихся. Данную зависимость ученые объяснили многозадачностью: мобильные телефоны с множеством приложений и функциональных возможностей естественным образом приводят к частому переключению с одной задачи на другую, в том числе и во время учебного процесса. Это влечет за собой снижение качества усвоения материала. Для изменения ситуации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны рекомендации по снижению негативного воздействия мобильных устройств на обучающихся, адресованные образовательным учреждениям и органам государственной власти.
Обсуждение и заключение. Результаты проведенного исследования позволили прийти к выводу о том, что тотальный запрет на применение средств связи в образовательных целях существенно осложняет и замедляет развитие познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, позиция отдельных исследователей о том, что наличие данных устройств у детей, находящихся в образовательном учреждении, может нести в себе потенциальные угрозы, с криминологической точки зрения выглядит неубедительно, поскольку имеющийся у ребенка смартфон может выступать неким гарантом его безопасности, средством его связи с родителями, контроля за его передвижением и состоянием. Пункт 3.5.3 санитарных требований СП 2.4.3648-20, регламентирующий запрет на использование средств мобильной связи для процесса обучения на уроках, нуждается в пересмотре. На наш взгляд, речь должна идти не о запрете, а о контроле за использованием электронных устройств в образовательном процессе
Об авторах
А. П. АлексееваРоссия
Анна Павловна Алексеева - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права
236006, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30
Т. В. Анисимова
Россия
Татьяна Валентиновна Анисимова - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
236006, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30
Список литературы
1. Смирнов В.М., Ларин М.С. Новые информационные технологии в образовании. Инновации. Наука. Образование. 2021;(30):285–290.
2. Тагиев И.Н., Сафарова С.И., Кулиева К.С. Развитие информационных технологий в 21 веке и проблемы образования в информационном обществе. Наука, техника и образование. 2022;2(85):33–37.
3. Бойченко О.В., Нестеренко О.В. Применение информационных технологий в образовании как средство совершенствования учебного процесса. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012;(1):133–137.
4. Алихаджиев С.Х., Тасуева Х.З.А., Зассеева Л.А. Новые информационные технологии в образовании и возможности их применения. Тенденции развития науки и образования. 2023;(97–1):45–46. http://dx.doi.org/10.18411/trnio-05-2023-16
5. Медведев П.Н., Малий Д.В., Папочкина Е.С. Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы. Международный научно-исследовательский журнал. 2021;6–4(108):110–113. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.119
6. Фомина М.В., Михайлова Е.А., Желтова В.И., Ляшенко И.Э. Современные информационно-коммуникационные технологии как условие персонификации образовательного процесса. Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2016;3(11):6–10.
7. Шаходжаев М.А., Бегматов Э.М., Хамдамов Н.Н., Нумонжонов Ш.Д. Методы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Проблемы современной науки и образования. 2019;10(143):64–66.
8. Барахсанова П.О. Информатизация образовательной среды в среднем профессиональном образовании республики Саха (Якутия). Образовательный вестник «сознание». 2019;21(10):29–34. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-29-34
9. Нестеров И.А., Касьян А.И., Медведь А.Н. Обеспечение безопасности в мире мобильных устройств. Двигатель. 2016;6(108):20–22.
10. Загутин Д.С., Беликова Н.Ю., Лугинина А.Г. Роль цифровизации в образовании: уроки пандемии. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021;2(64):88–92.
11. Тхакушинов А.К., Бибалова С.А., Сиюхова А.М. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;4(43):133–142. http://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14014
12. Хвостов В.А., Денисенко В.В., Скрыпников А.В., Высоцкая И.А., Савченко И.И., Сапелкин Р.С. Реализация дистанционных образовательных услуг с использованием мобильных технологий. Современные наукоемкие технологии. 2021;(5):232–236. http://doi.org/10.17513/snt.38687
13. Полушкин Д.П. К проблеме информационной безопасности в контексте информатизации общества и образования. Вопросы педагогики. 2018;(3):56–58.
14. Кудин В.А., Гутман М.Ю. На встречных курсах, или Учебно-воспитательная работа: вчера, сегодня, завтра (Беседа о некоторых формах и методах учебно-воспитательной работы в учебных заведениях МВД России). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015;1(65):4–10.
15. Атагимова Э.И., Рыбакова О.С. Информационная грамотность молодежи в системе мер противодействия идеологии терроризма и экстремизма в цифровом информационном пространстве. Мониторинг правоприменения. 2022;3(44):29–37. http://doi.org/10.21681/2226-0692-2022-3-29-37
Рецензия
Для цитирования:
Алексеева А.П., Анисимова Т.В. Законодательные инициативы в сфере совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса: криминологический взгляд. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(4):65-73. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-4-65-73
For citation:
Alekseeva A.P., Anisimova T.V. Legislative Initiatives for Improving the Interaction among the Educational Process Participants: Criminological Perspective. Legal Order and Legal Values. 2023;1(4):65-73. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-4-65-73