Введение. Современный этап развития цивилизации обусловлен процессами, связанными с развитием информационных технологий, проникновением их во все сферы деятельности человека. Первые «зачатки» информационного общества наблюдались еще в конце 20-х годов прошлого века в технологично развитых странах. Однако в то время информационно-технологичное общество в представлениях теоретиков имело иную структуру и направление, но уже тогда не отрицались возможные трансформации общества и государства. К подобным процессам относились с определенной долей критики в силу того, что были опасения относительно самого существования человека, применимости его способностей в условиях цифрового общества. Вместе с тем анализируемые процессы не остановились, а цифровая трансформация стала характеризоваться в последние годы высокой интенсификацией, затрагивая все сферы общественной жизни. Не стала исключением и сфера государственного управления. В связи с этим представляется перспективным исследование процессов трансформации государственного управления, так как именно они сегодня обеспечивают его эффективность. Учитывая изложенное, цель исследования — оценка значимости реализации трансформации государственного управления в современных условиях цифровой экономики.
Материалы и методы. В статье проанализированы документы, определяющие стратегию государственного развития в условиях цифровой экономики. В основу исследования положены такие общепринятые методы научного познания, как диалектический и формально-юридический, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Результаты исследования. Выявлены средства трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики. Показана важность цифровизации государственного управления, так как именно она в первую очередь способствует устранению проблем, касающихся, например, коррупции, фальсификации статистических данных и др., связанных с искажением информации. Авторами показана специфика цифрового государственного управления, установлены основные компоненты цифровой трансформации, определены три направления развития государственного управления, которые позволят быстрее осуществить переход к цифровым методам управления. Делается вывод, что сегодня цифровые технологии являются весьма актуальным инструментом ускорения аналитических процессов в сфере государственного управления. Они позволяют составлять более достоверные прогнозы, опираясь на больший массив информации, увеличивать количество и повышать качество предоставляемых услуг.
Обсуждение и заключение. Значимость реализации цифровой трансформации государственного управления невозможно переоценить, так как посредством такой трансформации существенным образом улучшаются управленческие процессы, обеспечивается эффективность реализации государственных услуг населению, что способствует, в том числе, решению социально значимых проблем. Предложенные авторами теоретические и практические выводы могут быть положены в основу дальнейшего исследования процессов и инструментов трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики.
Введение. В условиях стремительно меняющихся реалий, глобальным образом влияющих на нашу жизнь, на фоне проводимой Россией специальной военной операции на Донбассе остро встали вопросы терроризма во всех его разновидностях. Такого безапелляционного вызова со стороны преступно настроенной идеологии наша страна не знала со времен холодной войны. Информационные вызовы и угрозы достигли таких размеров, что уже с начала XXI века в российском правовом поле стали говорить об информационных преступлениях, информационных войнах и информационном терроризме. В связи с этим возникает потребность во всестороннем и последовательном изучении структурной организации современных преступных террористических сообществ в киберпространстве. Это позволит установить потенциальные возможности распространения идеологической пропаганды через информационно-коммуникационную сеть Интернет, установить схему финансирования кибератак на критически важные объекты инфраструктуры государства, изучить методы и технологии осуществления преступлений террористической направленности в киберпространстве. Актуальность исследования кибертерроризма определяется широким внедрением информационных технологий в национальную экономику и деятельность органов государственного управления, уязвимостью программного оборудования перед киберугрозами, развитием международной хакерской системы, совершенствованием уровня организации современных террористических группировок. Целью исследования является формирование представления о кибертерроризме, выявление причин появления и определение специфики современных киберпреступлений террористической направленности в условиях перехода к многополярному миропорядку.
Материалы и методы. Объектом исследования является кибертерроризм и общественные отношения,
возникшие вследствие установления и реализации уголовно-правовых мер противодействия кибертерроризму. В исследовании был применен диалектический метод познания как основной, общенаучные методы анализа, синтеза, специальные юридические методы — эмпирические (обобщение судебной практики, уголовно- статистический) и формально-юридический.
Результаты исследования. Проанализировано современное состояние кибертерроризма, его место в структуре преступлений террористической направленности, посягающих на национальную безопасность Российской Федерации. Рассмотрены положения нормативных документов о противодействии кибертерроризму. Даны обоснованные выводы о причинах возникновения и распространения террористических преступлений в киберпространстве.
Обсуждение и заключение. Выводы, сделанные в результате исследования, призваны дополнить и расширить научное знание о сущности кибертерроризма, причинах его возникновения и функционирования в современных геополитических реалиях, уголовно-правовом регулировании кибертерроризма, а также послужить основой для дальнейшего научного поиска в данной области права.
Введение. В условиях развития отечественного права институциональное регулирование представляется недостаточно эффективным в силу ряда факторов: чрезмерное конституирование законов, норм и требований со стороны субъектов государственного управления, использование устаревших методик и регулятивных механизмов, дезинтеграция институтов регулирования и т. д. В контексте современных научных исследований решение данных вопросов возможно только при условии трансформации системы правового регулирования в сторону рационального государственного управления, технологической оснащенности и преодоления избыточных правил. В связи с этим целью работы является анализ современных представлений о системе институционального регулирования с учётом её базовых элементов, функций и принципов, позволяющий выявить пробелы и причины слабой эффективности управленческого процесса.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили требования современного этапа развития государственного управления. Методический инструментарий включает комплекс общенаучных и частнонаучных методов: правовых, диалектических, логических, институциональных, системно- структурирующих, а также сравнительно-правовые и формально-юридические методы, направленные на детальное изучение регулятивных процессов, их содержательных этапов, принципов и функций.
Результаты исследования. Анализ деятельности системы институционального регулирования складывается из множества взаимодействующих факторов, среди которых: открытость регулятивных процессов, участие общественности, открытые обсуждения, объективная оценка регулирующего воздействия и разумность государственного вмешательства. Проведенное исследование позволило выделить различные функции и принципы институционального регулирования, значимые для современного этапа развития государственного управления. Определены также требования к системе правового регулирования, среди которых качественный анализ законодательства, реализация концепта «умного регулирования», привлечение в регулятивный процесс специалистов смежных дисциплин, применение современных исследований, методик и инновационных технологий, умеренный и рациональный контроль за эффективностью функционирования регулятивных институтов. Доказано, что при условии реализации данных требований система правового регулирования выйдет на новый результативный уровень управления.
Обсуждение и заключение. Институциональное управление подчинено множеству иерархических элементов и излишнему контролю со стороны власти. В контексте практических предписаний наиболее рациональным решением является грамотное распределение полномочий, координация и систематизация всех этапов и элементов регулирования в процессе внедрения новых правовых принципов и механизмов, поддерживаемых инициативностью участников и пространством для актуальных решений. Проведенное исследование представляется значимым для российской юридической науки, поскольку подразумевает систематизацию, совершенствование и трансформацию основополагающих правовых принципов
Введение. Появление, а затем и увеличение составов преступлений с административной преюдицией в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс, УК РФ) в текущем десятилетии свидетельствует о результативности применения законодателями такой конструкции норм Особенной части Кодекса, а также об эффективности данного инструмента реализации уголовной политики нашего государства. С каждым годом количество таких составов в Кодексе только растет, что говорит о правильности курса, взятого законодателями уже более десяти лет назад на введение этих составов в Кодекс. Цель исследования — выявить особенности и проблемы законодательной конструкции в российском уголовном законе составов преступлений с административной преюдицией и предложить пути оптимизации составов именно таких преступлений.
Материалы и методы. Методологической основой исследования являются нормы отечественного уголовного права как в историческом, так и в современном аспекте, предусматривающие составы преступлений с административной преюдицией, уголовные законы стран ближнего зарубежья, а также научные труды исследователей данной тематики. Методический инструментарий данной публикации составили общенаучные, а также некоторые специальные научные методы, в частности, диалектический, метод системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
Результаты исследования. Проанализированы исторические и современные аспекты применения административной преюдиции в конструкциях составов преступлений, особенности конструкции составов преступлений с административной преюдицией и различных ее вариантов, примененных законодателями в действующем уголовном законе РФ. Приведены законотворческие примеры использования административной преюдиции в некоторых уголовных кодексах стран СНГ. Высказана собственная позиция относительно наличия в Уголовном кодексе Российской Федерации составов преступлений с административной преюдицией. Сделаны авторские выводы и предложения по оптимизации и расширению таких норм в действующем уголовном законе РФ. Поддержана тенденция на дальнейшее увеличение количества составов с административной преюдицией в действующем УК РФ.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование представляется значимым для российской юридической науки, поскольку представлена авторская классификация преюдиций, выражающаяся в наличии «классической» (простой) и «двойной» (сложной) административной преюдиции в таких составах преступлений. Предложенные авторами изменения в целый ряд норм Особенной части Кодекса, в частности, в ст. 180, ст. 213, ст. 330 УК РФ, путем включения в них административной преюдиции, как обязательного признака объективной стороны этих составов, рекомендуется использовать для дальнейшего исследования составов преступлений с административной преюдицией.
Введение. Концентрация огромного количества людей на небольшой территории обусловливает наличие широкого спектра социальных, экономических, экологических и иных проблем, начиная от роста преступности и заканчивая деградацией природных ландшафтов. Применительно к территории городов наиболее значимыми экологическими проблемами являются загрязнение воздуха, ухудшение качества воды, рост количества отходов, шум, бродячие животные и др. При этом в каждом регионе или муниципалитете экологическая проблема может иметь свою специфику. В решении этих проблем с каждым годом возрастает роль права. Охрана окружающей среды носит межотраслевой характер, а значит, в ее решении должны принимать участие нормы экологического, градостроительного, муниципального, административного, санитарного и иных отраслей законодательства. Между тем каждая из этих отраслей преследует свои, достаточно локальные цели, используя для этого отраслевой правовой инструментарий. Поскольку город является сложным, но единым социальным организмом, возникает необходимость приведения различных отраслевых норм и правил к «общему знаменателю». Данную роль выполняет градостроительное законодательство, не отменяя действие других отраслевых правовых норм, но выполняя координационные функции, требующие отдельного и подробного исследования.
Цель работы — на основе анализа градостроительного, природоресурсного и экологического законодательства выявить актуальные проблемы охраны окружающей среды городов и обозначить пути их решения.
Материалы и методы. Рассмотрены правовые, организационные, экономические и иные аспекты охраны окружающей среды городов. В работе использовались общепринятые методы научного познания — общенаучный (диалектический метод) и частнонаучные методы (анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.).
Результаты исследования. Проанализировано градостроительное, природоресурсное и экологическое законодательство, регламентирующее различные аспекты правовой охраны окружающей среды в городах. Показаны достоинства и недостатки существующей правовой модели, высказаны предложения по ее улучшению. Проведен анализ документов территориального планирования трех субъектов РФ (Республики Калмыкия и Республики Дагестан, Астраханской области), а также трех муниципальных образований (городские округа Астрахань, Махачкала и Элиста). Выявлено содержание экологических требований в Правилах землепользования и застройки этих субъектов.
Обсуждение и заключение. Территория любого города представляет собой совокупность трансформированных, модифицированных и естественных экологических систем, требующих комплексного подхода к правовому регулированию. Эта задача решается средствами градостроительного законодательства. Именно в документах территориального планирования и градостроительного зонирования фиксируется существующее и планируемое развитие территорий, учитываются отдельные дозволения, ограничения и запреты по использованию и охране природных ресурсов, осуществляется поиск баланса экологических, экономических и социальных интересов государства, бизнеса и общества. Градостроительное законодательство непосредственно влияет на осуществление различных направлений охраны окружающей среды в отдельных сферах деятельности человека — определяет места (полигоны) для размещения отходов и места строительства мусороперерабатывающих заводов; места размещения систем очистки сточных вод; участки для создания особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) (в том числе в границах городов), что позволяет сохранять ценные объекты растительного и животного мира; содействует установлению режима охраны для городских лесов и лесопарковых зон. При этом градостроительное законодательство не отменяет действие правил и норм охраны вод, земель, лесов или объектов животного мира, которые продолжают действовать, в свою очередь влияя на содержание градостроительных требований и ограничений. Положения федерального градостроительного и экологического законодательств по-разному воспринимаются органами региональной и местной власти, что влечет значительную специфику охраны окружающей среды на региональном и местном уровнях
Введение. Применение смартфонов как средств обучения в школах запрещено российским законодательством. Как известно, научно-технический прогресс обусловил активное внедрение электронных устройств в обиход всех категорий граждан, и система образования не явилась исключением. Чтобы упорядочить использование электронных устройств в образовании, законодатель внес на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект закона, в котором отражено переосмысление отношения к электронным средствам связи. Однако научное сообщество восприняло это предложение крайне неоднозначно, аргументируя свое отношение как положительными доводами, так и отрицательными. Цель исследования — рассмотреть целесообразность и обоснованность применения электронных средств связи в образовательных организациях, проанализировать криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, и дать оценку законодательным инициативам и мнениям ученых различных специальностей относительно совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса.
Материалы и методы. В исследовании был применен обзорный анализ научной криминологической литературы и соответствующего законодательства в части целесообразности и обоснованности применения средств связи в образовательных целях, произведена криминологическая оценка рисков их использования. Методический инструментарий включал общенаучные методы научного познания (диалектический метод) и частнонаучные методы (анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, системный метод).
Результаты исследования. В ходе исследования проанализированы различные научные мнения о допустимости применения электронных средств связи в образовательных целях. Рассмотрены криминологические проблемы, возникающие в данной сфере, существующее нормативно-правовое регулирование, дана оценка мнениям ученых различных специальностей по этому поводу. Сделан вывод о том, что даже если устройство использовалось в учебных целях, то длительное взаимодействие с ним негативно сказывалось на успеваемости обучающихся. Данную зависимость ученые объяснили многозадачностью: мобильные телефоны с множеством приложений и функциональных возможностей естественным образом приводят к частому переключению с одной задачи на другую, в том числе и во время учебного процесса. Это влечет за собой снижение качества усвоения материала. Для изменения ситуации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны рекомендации по снижению негативного воздействия мобильных устройств на обучающихся, адресованные образовательным учреждениям и органам государственной власти.
Обсуждение и заключение. Результаты проведенного исследования позволили прийти к выводу о том, что тотальный запрет на применение средств связи в образовательных целях существенно осложняет и замедляет развитие познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, позиция отдельных исследователей о том, что наличие данных устройств у детей, находящихся в образовательном учреждении, может нести в себе потенциальные угрозы, с криминологической точки зрения выглядит неубедительно, поскольку имеющийся у ребенка смартфон может выступать неким гарантом его безопасности, средством его связи с родителями, контроля за его передвижением и состоянием. Пункт 3.5.3 санитарных требований СП 2.4.3648-20, регламентирующий запрет на использование средств мобильной связи для процесса обучения на уроках, нуждается в пересмотре. На наш взгляд, речь должна идти не о запрете, а о контроле за использованием электронных устройств в образовательном процессе
Введение. На современном этапе развития российской государственности важной остается задача укрепления институтов народовластия и гражданского общества. Одним из действенных способов решения данной задачи является создание эффективного механизма обеспечения реализации и гарантирования основных прав и свобод личности. Немаловажное значение в этом механизме имеет нормативное закрепление в текущем законодательстве Российской Федерации и дальнейшее претворение в жизнь объективных и оправданных ограничений прав и свобод личности. В отношении пассивного избирательного права, на основе анализа ст. 32 Конституции Российской Федерации1, таким ограничением будет выступать исключение лиц с наличием судимости из числа граждан, имеющих такое право. Актуальность статьи обусловлена необходимостью правового регулирования особенностей ограничения в избирательном праве гражданина в связи с наличием судимости. Цель работы — рассмотреть обоснованность ограничений пассивного избирательного права в связи с наличием судимости у кандидата, а также пределы данных ограничений.
Материалы и методы. Материалом исследования стали нормативные правовые акты, регулирующие ограничение пассивного избирательного права в связи с наличием судимости. Методологической основой проведенного исследования выступает комплекс используемых в науке методов познания, включая диалектический и формально–юридический, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Результаты исследования. В работе обоснована правовая сущность ограничения прав и свобод человека и гражданина как определение пределов свободы личности в обществе и государстве. В работе делается вывод о том, что вместе с большим значением защиты прав и свобод человека, существует острая необходимость соблюдать и правовые ограничения этих прав для обеспечения безопасности других людей и общества в целом. Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что ограничения пассивного избирательного права получают свое правовое закрепление как непосредственно в самом тексте Конституции РФ (ч. 3 ст. 32), так и на основе ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в федеральном законодательстве. Причем для второй группы ограничений пассивного избирательного права тенденцией последних двадцати лет является расширение их оснований. Таким образом, достаточно широкий круг граждан на сегодня лишен пассивного избирательного права.
Обсуждение и заключение. Характерной чертой российского избирательного права является его постоянная трансформация, связанная с изменяющимися политическими условиями. Основанное на изучении научных подходов ученых-конституционалистов и предложений практиков по организации выборов избирательное право продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Однако до сих пор остается множество вопросов, требующих своего научного осмысления и дальнейшего законодательного закрепления. Предлагается акцентировать внимание на проблеме ограничения пассивного избирательного права гражданина в связи с наличием судимости.