ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Введение. Становление, функционирование и развитие цивилизованного гражданского общества с устоявшимися институтами демократии не могут протекать вне действия ценностей права, без опоры на режим законности и надежный правовой порядок. Подчеркивается, что только на базе зрелой демократии осуществляются взаимосвязь гражданского общества и правового государства, инициирующих внедрение ценностей права в основополагающие общественные отношения и потенциал правового порядка. Этим обусловливается благоприятная правовая среда, позволяющая человеку и гражданину добиваться реализации своих приоритетных прав и свобод. Привлечение правовых средств имеет приоритетное значение в тех сферах политической и социальной действительности, где реализуются права, свободы, юридические обязанности членов общества. Цель исследования — выявить влияние ценностей права на правовой порядок в условиях демократического режима и развития гражданского общества.
Материалы и методы. В статье проанализированы ценности права в условиях демократизации общественной жизни. В процессе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы, в частности, диалектический, метод системного анализа, аксиологический, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
Результаты исследования. Обосновывается роль демократической Конституции страны как ведущего компонента в системе ценностей права. Проанализированы особенности ценностно-правовой системы и потенциала правового порядка, опосредующих состояние равенства, свободы, правовой активности в ведущих сферах политической, социальной, правовой действительности. Делается вывод, что полноценное функционирование гражданского общества и достойная жизнедеятельность его членов в решающей степени обусловлены системой ценностей права и надежным правовым порядком. Эффективность ценностей права находит свое наглядное проявление только в успешном функционировании институтов и учреждений гражданского общества, реализации прав и свобод личности.
Обсуждение и заключение. Многие жизненно важные проблемы гражданского общества не могут решаться в отрыве от права. Выявлены проблемы правового регулирования и попытки огосударствления сугубо общественных сфер жизнедеятельности членов общества. Предлагается акцентировать внимание на необходимости четкого определения границ общественного и правового порядка, рационального использования регулятивного потенциала как норм права, так и норм общественного поведения.
Введение. Объект правоотношения является важным элементом любого правоотношения. Обусловлено это тем, что без объекта не существует и правоотношения. В доктрине права ведутся споры о сущности объекта правоотношения. В результате доктринальных исследований в юридической литературе сложились монистическая и плюралистическая концепции. Целью настоящей статьи является исследование теоретических положений об объекте правоотношений и выработка практических рекомендаций по внесению изменений в действующее законодательство. Основываясь на положениях концепций, существующих в доктрине права об объектах правоотношений, автор рассматривает характерные особенности объектов правоотношений в области охраны и использования животного мира. Исследование объектов фаунистических правоотношений является вопросом актуальным в настоящее время в силу значимости объектов животного мира для общества и государства, поскольку в процессе реализации прав и обязанностей субъекты правоотношений удовлетворяют экономические, экологические и социальные интересы.
Материалы и методы. В статье методологическая основа представлена совокупностью философских, общенаучных и частнонаучных (анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.) методов познания.
Результаты исследования. Результатами исследования являются формулирование практических рекомендаций по внесению изменений в действующее законодательство о животном мире. В статье разграничивается сфера правового регулирования фаунистических правоотношений и гражданских правоотношений.
Обсуждение и заключение. Область применения статьи — образовательная деятельность юридических вузов и факультетов и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Автором определены юридический и материальный объект фаунистического правоотношения, рассмотрены их различия и особенности. Для восполнения пробелов в законодательстве автором предложено разработать и принять нормативные правовые акты в пределах субъектов РФ, направленные на регулирование отношений по использованию диких животных, не отнесенных к ресурсам охоты и рыболовства. Автором сделан вывод о необходимости включения в действующее законодательство о животном мире образцов СИТЕС и дериватов. Предложенные автором теоретические и практические выводы предлагается использовать для дальнейшего исследования специфики объектов фаунистических правоотношений.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Введение. В настоящее время российское государство продолжает находиться в процессе трансформации своей общественной системы. Осложнение геополитической обстановки затронуло все сферы жизни государства, обострило противоречия в политической, социальной и экономической сферах. Электоральная (выборная) демократия является категорией как социальной, так и политико-правовой. Современные государства уделяют самое пристальное внимание институту выборов как пути массового вовлечения граждан в общественную жизнь. Однако процесс и конечный результат волеизъявления граждан во многом определяется установленной в стране избирательной системой. Ученые-правоведы очень осторожно относятся к вопросу реформы избирательной системы по причине того, что в странах с переходными политическими системами конца XX века становление электоральных институтов проходило интенсивно, но часто непоследовательно и непродуманно. Цель данного исследования — выявить проблемные аспекты политико-правового обеспечения развития электоральной демократии в России и предложить пути усиления политической и идеологической составляющей системы выборов в стране.
Материалы и методы. В статье проанализирована политико-правовая основа обеспечения институционального развития электоральной демократии в России. В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы, в частности, методы когнитивного анализа сущности электоральной демократии, анализ официальных правовых документов, юридически закрепляющих категориальный аппарат исследуемого объекта — электоральной демократии, социологический метод исследования общественного мнения на тему выборов в стране и другие.
Результаты исследования. Доказано, что дальнейшая институционализация процессов выборной или электоральной демократии нуждается в правовом закреплении инноваций в технологической и общественно-политических сферах. Предложены меры по совершенствованию института электоральной демократии в соответствии с общественными запросами россиян.
Обсуждение и заключение. Выявлены проблемы политико-правового обеспечения института электоральной демократии в Российской Федерации. Задачи государственной политики по обеспечению развития института электоральной демократии как составляющей устойчивого развития России решаются в процессе дальнейшего совершенствования системы избирательного права, усиления политической и идеологической составляющей системы выборов в стране.
Введение. В федеративных государствах задача по переходу к «зеленой» экономике решается не только посредством принятия нормативных правовых актов органами центральной власти, но и посредством развития законодательства субъектов федерации. Не является в этом смысле исключением и Российская Федерация. При этом следует заметить, что законодательство каждого субъекта РФ можно рассматривать как отдельно (индивидуально), так и в рамках межрегиональных экологических проблем, в решение которых каждый субъект РФ может внести свой вклад. Определены полнота и комплексность законодательства субъекта РФ (или уровню его юридической техники). По такому критерию могут быть объединены субъекты РФ, находящиеся рядом с озером Байкал, регионы Поволжья и др. Исходя из этого понимания проблемы, целью настоящего исследования является анализ экологического законодательства Прикаспийского региона (в его состав входят три субъекта Российской Федерации — Республики Калмыкия и Дагестан, а также Астраханская область). Наличие у этих субъектов РФ выхода к Каспийскому морю обусловливает ряд общих проблем данных регионов, которые могут быть решены правовыми средствами.
Материалы и методы. Рассмотрены правовые, организационные, мировоззренческие, экономические и иные аспекты развития экологического законодательства субъектов РФ с использованием общепринятых методов научного познания: общенаучных и частнонаучных методов (диалектический метод, анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.).
Результаты исследования. Проведен доктринальный анализ концепции опережающего нормотворчества субъектов РФ, выявлены ее достоинства и перспективы. Проанализировано экологическое законодательство трех Прикаспийских регионов — Республик Дагестан и Калмыкия, а также Астраханской области. Дана характеристика достоинств и недостатков законов трех субъектов, регламентирующих охрану окружающей среды. Доказано, что в экологическом законодательстве трех Прикаспийских регионов слабо отражается их приморский статус, высказываются рекомендации по отображению в нем данной экологической специфики.
Обсуждение и заключение. В России отсутствует надлежащее правовое регулирование разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения, включая вопросы охраны окружающей среды. Федеральное экологическое законодательство перечисляет основные направления охраны окружающей среды, по которым субъекты РФ могут осуществлять правовое регулирование, однако по всем (или почти по всем) этим вопросам приняты федеральные законы, которые не всегда предоставляют регионам возможность для собственного правового регулирования и учета региональной экологической специфики. В результате в большинстве субъектов РФ отсутствует четкий план законотворческих работ по вопросам охраны окружающей среды. При этом многие регионы имеют схожие экологические проблемы, что весьма наглядно видно на примере трех Прикаспийских регионов. Для координации их нормотворческих и организационно-управленческих усилий необходима разработка Концепции охраны окружающей среды Прикаспийский регионов (политико-правового акта, содержащего анализ экологических проблем и путей их решения правовыми средствами трех регионов), а также добровольное создание тремя Прикаспийскими регионами координационного органа, что позволит улучшить качество их экологического законодательства.
Введение. Каспийское море представляет огромный интерес и ценность для Прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан), имеющих выходы к его берегам. В течение дореволюционного и советского периода времени правовой режим Каспийского моря определялся соглашениями Российской империи (СССР) и Ирана. После распада СССР первоначально режим использования и охраны природных ресурсов Каспия определялся двух- и многосторонними договорами Прикаспийских государств. Однако после подписания всеми пятью странами Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003 г.) и Конвенции о правовом статусе Каспийского моря (2018 г.) использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Каспийского моря стали носить более скоординированный характер. Несмотря на большое значение принятых международных актов, ряд проблем продолжает оставаться не решенными. В связи с этим в статье проводится анализ экологического законодательства пяти Прикаспийских государств, дается оценка их достоинств и недостатков, а также возможности использования их опыта в России.
Материалы и методы. Исследование экологического законодательства пяти Прикаспийских государств осуществлялось с использованием общепринятых в России методов научного познания: общенаучных и частнонаучных методов (диалектический метод, анализ, синтез, конкретно-исторический, логический, сравнительно-правовой, системный методы и другие).
Результаты исследования. В ходе исследования анализировались эколого-правовые акты пяти Прикаспийских государств. Были рассмотрены их национальные экологические проблемы, существующее нормативно-правовое регулирование, произведено сравнение юридических формулировок и сферы их действия, дана оценка качеству экологического нормотворчества пяти государств, обоснованы возможности использования в России отдельных прогрессивных новелл зарубежных законов, посвященных вопросам охраны Каспийского моря.
Обсуждение и заключение. Проведение сравнительно-правовых исследований представляется очень важным направлением для российской юридической науки, поскольку обогащает ее новыми идеями и опытом зарубежных стран, который может быть использован для совершенствования национального законодательства. В рамках нашего исследования мы сравнивали похожие между собой постсоветские правовые системы (России, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана) и нормы их экологического права, а также опыт Ирана, правовая система которого не была подвержена советскому влиянию. Анализировались нормы экологического права не только имеющие прямое отношение к Каспийскому морю, но и в более широком контексте. Было обнаружено, что с точки зрения концепции и юридической техники российский Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. и Закон «Об охране природы» Республики Туркменистан от 1 марта 2014 г. имеют определенное сходство, в связи с чем российский законодатель может использовать опыт Республики Туркменистан, закрепив в российском законе специальную статью (или несколько статей), посвященных особенностям охраны природы Каспийского моря. Главная причина, по которой российскому законодателю следует заинтересоваться опытом других Прикаспийских государств, заключается в том, что реализация подписанных РФ международных договоров должна осуществляться на национальном уровне, но в экологическом законодательстве РФ таких норм нет.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Введение. Вопросы по предотвращению преступности несовершеннолетних, их исправления и ресоциализации, а также повышения уровня организации психологической и социально-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными постоянно находились в поле зрения правоведов. Возможность совершения преступлений несовершеннолетними связана с несформированностью и неустойчивостью психики ребёнка, неблагоприятной окружающей социальной обстановкой. При этом опыт борьбы с детской преступностью, перевоспитания несовершеннолетних заключённых остаётся малоисследованным аспектом, что свидетельствует о его актуальности. Цель научной статьи — это исследование воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с учетом специфики развития детской психики.
Материалы и методы. Представленная тема исследования актуализирует важность изучения психолого-педагогических методов и форм работы с осужденными несовершеннолетними, предоставляет возможность анализа особенностей психологического развития малолетних заключенных. В связи с чем приоритетными методами исследования данной темы являлись специальные юридические и общенаучные методы с использованием современных источников. Использовались такие методы исследования, как историко-правовой метод познания, формально-юридический, методы синтеза, анализа и другие.
Результаты исследования. В статье определены исторические предпосылки противодействия преступности несовершеннолетних и определены основные этапы развития законодательства в этом направлении. Сделаны выводы о необходимости усовершенствования механизма противодействия преступности несовершеннолетних. В статье рассмотрены теоретические основы социально-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Раскрыта сущность и содержание воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с учетом их психологических особенностей, а также предложены формы и методы социально-воспитательной работы.
Обсуждение и заключение. Современное организационно-правовое обеспечение воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в РФ позволяет обеспечить выполнение главной цели деятельности воспитательных колоний — формирование у несовершеннолетних осужденных готовности к социально-нормативному саморегулируемому поведению.