Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

Систематизация концептуальных подходов к формированию бизнес-этики в контексте правового регулирования предпринимательской деятельности

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-3-54-60

EDN: UODLBH

Аннотация

Введение. В процессе развития предпринимательства популяризация бизнес-этики приобретает особую значимость в качестве механизма гармонизации бизнеса, обеспечения правового равенства, здоровой конкуренции и честных отношений с потребителями. Однако противоречивость подходов к определению понятия «бизнесэтики» и множественность интерпретаций не позволяют активизировать глобальное распространение деловой культуры в контексте правового регулирования. В этой связи цель исследования – систематизация концептуальных подходов к обоснованию и формированию бизнес-этики в контексте правового регулирования предпринимательской деятельности.

Материалы и методы. Методологическая база исследования представлена как общенаучными, так и специальными методами. Методы анализа, сравнения и систематизации позволяют изучить составные элементы бизнесэтики с целью углубленного познания данного концепта. Сравнение различных интерпретаций обнаруживает точки соприкосновения междисциплинарных подходов к обоснованию данного понятия. Систематизация способствует организации правовых и морально-нравственных ценностей в единую иерархическую структуру, составляющую сущность бизнес-этики. Мировоззренческо-юридический метод раскрывает взаимосвязь философского подхода ценностных ориентиров предпринимательства с законодательными нормативами общества.

Результаты исследования. В процессе исследования была выявлена закономерность развития бизнес-этики в условиях глобального и национального благополучия. Иерархическая структура реализации деловой этики имеет нисходящий характер: международный уровень, макроуровень и микроуровень. Несмотря на влияние культурологических особенностей на развитие системы морально-нравственных ценностей, формирование бизнес-культуры должно реализовываться в совокупности с нормами права и потребностями общества, одновременно с установлением корпоративных границ и общих предпринимательских принципов. На корпоративном уровне интеграция бизнес-этики и стратегии предприятия выгодна для его имиджа и репутации, при этом эффективность заключается в продвижении социально-экономических, правовых и иных аспектов, способствующих созданию справедливого, устойчивого и сознательного бизнеса.

Обсуждение и заключение. Изучение концепта «бизнес-этики» имеет место в различных научных контекстах. При всех интерпретационных различиях единообразным является механизм формирования бизнес-этики в рамках предпринимательской деятельности, что включает в себя создание кодекса этики, обучение этическим принципам, систему поощрений, выстраивание превентивных и взыскательных методов. В различных контекстах данная система направлена на устранение незаконных форм конкуренции, обеспечение экономической, социальной и правовой безопасности, повышение уровня ответственности и создание эффективной системы деловых ценностей.

Об авторах

А. Б. Шумилина
Донской государственный технический университет
Россия

Анастасия Борисовна Шумилина, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Коммерческое и предпринимательское право» 

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Н. А. Анциферова
Донской государственный технический университет
Россия

Наталья Александровна Анциферова, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Коммерческое и предпринимательское право» 

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Тогузаева Е.Н. Пропаганда бизнес-этики в России: правовые основы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023;23(4):478–483. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-4-478-483

2. Tsybulevskaya O, Kasaeva T. Professional Ethics Standards in The Russian Legal Field. Law and Modern States. 2013;(3):32–39.

3. Волков А.В., Левин Ю.А., Фомина Г.Ю. Этика предпринимательства: социально-экономический базис экологизации сельского хозяйства. International Agricultural Journal. 2021;64(2):11. https://doi.org/10.24412/2588-0209-2021-10314

4. Потапчук В.А. Модель корпоративной коммуникации в XXI веке. Коммуникология. 2016;4(5):152–175.

5. Баранова Е.С. Этика бизнеса как институциональный фактор устойчивого развития. Теневая экономика. 2018;2(1):29–34. https://doi.org/10.18334/tek.2.1.40566

6. Черепанова Н.В. Российская этика бизнеса в контексте национальных особенностей. Вестник науки Сибири. 2013;(1(7)):163–167.

7. Strautmanis J, Vidnere M. Assesing Business Ethics in Context of Corporate Social Responsibility. Signum Temporis (Journal of Pedagogy and Psychology). 2009;2(1):93–98. https://doi.org/10.2478/v10195-011-0023-8 https://doi.org/10.2478/v10195-011-0023-8

8. Смирнова И.Л., Соловьева М.В. Бизнес-этика как приоритетный вектор современного развития организаций. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021;2(1(47)):105–111. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_1_105

9. Гордова Э.Е. Этическая направленность и ценностные установки в предпринимательской деятельности. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014;(2(10)):31–40.

10. Hooda V, Maan K. Business Laws and Ethics. The Science World. 2023;3(07):1608–1609. https://doi.org/10.5281/zenodo.8187505

11. Ukah A. Moral Economy: The Afterlife of a Nebulous Concept. Journal for the Study of Religion. 2023;35(1):1– 15. https://doi.org/10.17159/2413-3027/2022/v35n2aintro

12. Kasatkina AS, Ulugnazarov AA. The Main Mechanisms for the Implementation of Codes of Corporate Ethics in the Activities of Multinational Corporations. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskie nauki (RUDN Journal of Law). 2024;28(2):345–359. https://doi.org/10.22363/2313-2337-2024-28-2-345-359

13. Kobiyh M, El Amri A, Eddine AS, Oulfarsi S. Literature Review and Theoretical Generalizations of the Ethics Role in Business and Management: Family Business as a Case Study. Business Ethics and Leadership. 2024;8(1):93–106. https://doi.org/10.61093/bel.8(1).93-106.2024

14. Rueda J. The Ethics of Doing Human Enhancement Ethics. Futures. 2023;153:103236. https://doi.org/10.1016/j.futures.2023.103236

15. Hodges Ch. Ethics in Business Practice and Regulation. Better Regulation Delivery Office. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5a7f3f18e5274a2e87db4afc/Prof_Christopher_Hodges_-_Ethics_for_regulators.pdf (accessed: 12.08.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Шумилина А.Б., Анциферова Н.А. Систематизация концептуальных подходов к формированию бизнес-этики в контексте правового регулирования предпринимательской деятельности. Правовой порядок и правовые ценности. 2024;2(3):54-60. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-3-54-60. EDN: UODLBH

For citation:


Shumilina A.B., Antsiferova N.A. Systematisation of Conceptual Approaches to Formation of Business Ethics in the Context of Legal Regulation of Entrepreneurial Activity. Legal Order and Legal Values. 2024;2(3):54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-3-54-60. EDN: UODLBH

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1843 (Online)