Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск

«Правовой порядок и правовые ценности» — научно-практический рецензируемый журнал, имеющий теоретическую и практическую направленность и освещающий актуальные вопросы в области юриспруденции. Издание является форумом для сотрудничества российских и иностранных ученых, способствует сближению российского и мирового научно-информационного пространства.

В журнале публикуются оригинальные статьи ведущих специалистов, соответствующие тематическому профилю журнала в рамках следующих научных направлений:

  • теоретико-исторические правовые науки;
  • публично-правовые (государственно-правовые) науки;
  • частно-правовые (цивилистические) науки;
  • уголовно-правовые науки;
  • международно-правовые науки.

В журнале публикуются результаты исследований, направленных на обеспечение преемственности фундаментальной и прикладной научной мысли, отражение уровня и степени научной разработанности различных тематик в области теории и истории государства и права, государственного управления, правотворчества и правоприменительной практики, отраслевых юридических наук, изучение и анализ тенденций развития российского законодательства для поиска эффективных методов правового регулирования; аргументацию новых гипотез и авторских выводов в области юриспруденции с обсуждением как глобальных вопросов, так и носящих региональный характер.

Журнал стремится актуализировать и развивать принцип междисциплинарного подхода, обсуждая релевантные юридические исследования, которые могут быть полезными для юристов и иных специалистов.

Все статьи публикуются на русском и английском языке и проходят процедуру рецензирования.

Редакционная политика журнала в своей работе опирается на традиционные этические принципы российской научной периодики, поддерживает Кодекс этики научных публикаций, сформулированный Комитетом по этике научных публикаций (Россия, Москва), соблюдает этические нормы работы редакторов и издателей, закрепленные в кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors), кодексе поведения для издателя журнала (Сode of Conduct for Journal Publishers), разработанные Комитетом по публикационной этике — Commitee on publication ethics (COPE).

Адресован журнал тем, кто разрабатывает стратегические направления развития современной юридической науки — научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам юридических вузов, практикующим юристам, а также другим заинтересованным лицам.

О журнале

Журнал «Правовой порядок и правовые ценности» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 16 сентября 2022 года (выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации Эл № ФС 77-83924 — сетевое издание).

Все статьи журнала имеют зарегистрированный в системе CrossRef индекс DOI.

Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Российская Федерация, https://donstu.ru/

eISSN (online) 2949-1843

Год основания журнала: 2022.

Периодичность: 4 выпуска в год (30 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).

Распространение: Российская Федерация.

Журнал «Правовой порядок и правовые ценности» принимает к публикации: оригинальные, обзорные статьи, исследования, которые ранее не были опубликованы.

Веб-сайт: https://www.lawandorder-donstu.ru

Главный редактор: Исакова Юлия Игоревна, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета «Юридический» Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону, Россия).

Язык: русский.

Ключевые характеристики: индексирование, рецензирование.

История лицензирования: Журнал использует Международную лицензию Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY).

Текущий выпуск

Том 3, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

9-22 30
Аннотация

Введение. В конце 1936 г. была принята новая Конституция Советского Союза, для чего был созван Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов – высший орган власти государства. Сменив первую Конституцию СССР 1924 г., новая «сталинская» Конституция внесла существенные коррективы в устройство советского государства и общества, затронувшие, в том числе, систему органов государственной власти. Теперь высшим органом законодательной власти в стране провозглашался двухпалатный Верховный Совет СССР, формирование которого должно было проходить путем всеобщих, равных и прямых выборов с тайным голосованием (ст. 30 Конституции 1936 г.). Хотя с формально-юридической точки зрения выборы в Верховный Совет СССР были демократическими, в действительности они полностью контролировались партийными властными структурами. Данное обстоятельство неоднократно освещалось в научной литературе, однако вплоть до настоящего времени научные работы об особенностях электоральных процедур в СССР нередко опирались на недостаточно широкую документальную базу, что создавало основу для конструирования политизированных, далеких от научной объективности гипотез или появления прямых фальсификаций политической истории 1930-х гг. В связи с этим возрастает актуальность как дальнейшего изучения электоральных процессов в СССР, так и расширения эмпирической доказательной базы соответствующих исследований, в том числе путем привлечения региональных материалов. Цель исследования – проанализировав ранее не публиковавшиеся архивные документы, выявить соотношение норм советского избирательного права в 1930-х гг. и политико-административной практики подготовки к выборам в Верховный Совет СССР в 1937 г. в Ростовской области; определить степень результативности инструментов, применявшихся сталинским режимом для управления электоральным процессом; установить, в какой мере выборы в Верховный Совет связаны с репрессивными кампаниями 1937–1938 гг.

Материалы и методы. В основе настоящей публикации лежат материалы Ростовского областного комитета ВКП(б), хранящиеся в Центре документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИ РО) и содержащие доклады районных и городских партийных комитетов и отделов НКВД, в которых обстоятельно и без эвфемизмов (поскольку информация предназначалась для узкого круга лиц) повествуется о подготовке к выборам и тех проблемах и трудностях, с которыми сталкивалось местное руководство. Исследована периодика того времени. Методология исследования представлена общенаучными и специальными юридическими методами, в числе которых историко-правовой и формально-юридический (догматический).

Результаты исследования. Рассмотрена экономическая специфика Ростовской области и политическая ситуация, сложившаяся в регионе к концу 1930-х гг. Рассмотрены нормы Конституции СССР 1936 г., а также основные правовые акты, в которых были закреплены особенности избирательного процесса на выборах в Верховный Совет СССР в 1937 г. Обосновано авторское мнение о том, что, вопреки встречающимся в литературе мнениям, выборы в Верховный Совет СССР не представляется возможным рассматривать как причину Большого террора 1937 г.: Верховный Совет лишь формально являлся высшим органом власти в стране, а фактически Советским Союзом управляла высокопоставленная партийная номенклатура во главе с Генеральным секретарем. Подготовка к выборам в Верховный Совет являлась не причиной, а компонентом Большого террора, поскольку осуществлялась представителями власти и сотрудниками органов госбезопасности с использованием превентивных репрессивно-карательных мер, направленных против широкого круга антисоветски настроенных лиц (священнослужителей, верующих, бывших эсеров, казаков-реэмигрантов, кулаков и т.д.). Таким образом, фильтрационные мероприятия, проведенные органами НКВД в 1937 г. в рамках подготовки к выборам в Верховный Совет, стали немаловажным элементом развернутой в то время репрессивной кампании и достигли своей цели. В день выборов – 12 декабря 1937 г. – явка повсеместно была высокой, а результаты голосования выступили формальным свидетельством того, что советский народ полностью доверяет своему правительству и поддерживает существующий в СССР политический режим.

Обсуждение и заключение. Выборы в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в декабре 1937 г. и, с формально-юридической точки зрения, являвшиеся демократическими (всеобщими, равными, прямыми, с тайным голосованием), в действительности представляли собой результат грандиозной политической кампании, которая была инициирована сталинским режимом и проводилась под жестким контролем партийных властных структур. Для успешного осуществления данной кампании были мобилизованы не только административные ресурсы советского государства и агитационно-пропагандистский аппарат, но и огромные возможности органов госбезопасности: агитационно-пропагандистский аппарат готовил общественное мнение к желательному для коммунистической партии сценарию выборов, а органы госбезопасности сконцентрировали усилия на устранении из общества «социально чуждых», оппозиционно настроенных и неугодных сталинскому режиму лиц, дабы таковые не могли принять участие в электоральных процедурах. Репрессии позволили исключить возникновение нежелательных для компартии эксцессов в ходе выборов и не допустить масштабного протестного голосования.

23-32 31
Аннотация

Введение. Значимость правового регулирования функционирования систем искусственного интеллекта (ИИ) в сфере публичного управления обусловлена стремительным развитием соответствующих технологий, которые уже стали неотъемлемой частью деятельности государственных органов в Российской Федерации. Благодаря внедрению ИИ открываются новые возможности для оптимизации процессов, повышения прозрачности и расширения доступа к услугам властных инстанций. Вместе с тем это обостряет перед законодательством ряд непростых вопросов: от обеспечения этических стандартов и защиты персональных данных до выработки адекватных юридических механизмов, регулирующих взаимодействие человека и машины. Современное общество требует от правовой системы гибкости и оперативности, адекватных динамике технологического прогресса. Для этого необходимо не только пересмотреть действующие нормативы, но и определить принципы, на которых будут строиться новые правовые нормы в области ИИ. Лишь при условии продуманного правового регулирования можно будет создать среду, где инновационные решения гармонично дополнят традиционные институты, не ущемляя прав граждан и укрепляя их доверие к государственным структурам. Цель исследования – детально рассмотреть ключевые проблемы, вызовы и возможности, возникающие при интеграции ИИ в сферу государственного управления в Российской Федерации, а также обосновать необходимость формирования комплексного правового регулирования, способствующего одновременно технологическому развитию общества и обеспечению защиты прав граждан.

Материалы и методы. В качестве основного методологического инструмента применялся диалектико-материалистический подход, позволивший проанализировать эволюцию правовых норм и основные тенденции в практике их применения в условиях непрерывного технологического развития. Благодаря использованию исторического, логического, системного и функционального анализа стало возможным проследить ход законодательных инициатив в сфере ИИ, выявить взаимосвязи между нормами различных отраслей права, доказать значимость целостности правовой системы и рассмотреть правовые нормы как инструмент достижения государственных задач и гарантии защиты интересов граждан России.

Результаты исследования. Выделено несколько ключевых результатов, касающихся правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в сфере государственного управления в России. Обоснована необходимость разделения понятий «интеллектуальные информационные системы» (ИИС) и «системы искусственного интеллекта» (СИИ). Доказана целесообразность создания правовой классификации СИИ по уровню автономности и потенциальной угрозе информационной безопасности. Аргументирована потребность в разработке и принятии единых этических норм, регулирующих применение ИИ, поскольку в условиях цифровой перестройки государственных институтов единая система этических стандартов выступает основой для поддержания социальной стабильности и укрепления общественного доверия к властным структурам. Особое внимание уделено риск-ориентированному подходу к внедрению СИИ в работу органов власти, позволяющему распределить зоны ответственности и выстроить механизмы надзора за системами, принимающими особо значимые решения.

Обсуждение и заключение. Обсуждение правовых рамок использования искусственного интеллекта выходит сегодня на первый план в повестке любого государства. На основе международного опыта Россия может сформировать собственную систему нормативных актов, направленных на снижение рисков без ущемления конституционных прав и свобод. Однако процесс разработки и адаптации законодательства в области ИИ в сфере государственного управления требует тесного взаимодействия ученых, юристов, программистов, государственных служащих. Только при условии эффективного сотрудничества всех заинтересованных сторон удастся обеспечить гармоничное сосуществование проверенных правовых институтов и передовых технологий, заложив основу для устойчивого развития общества. Будущие научные исследования должны быть нацелены на разработку сбалансированной правовой модели, которая объединяла бы этические принципы, требования к качеству данных и надежные процедуры контроля алгоритмов и их результатов.

33-42 20
Аннотация

Введение. Актуальность изучения роли и влияния иностранных агентов на общественное сознание и политические процессы внутри России в контексте информационной войны связана с теми негативными последствиями их воздействия на социум, которые наблюдаются в ходе специальной военной операции в условиях невиданного санкционного давления со стороны коллективного Запада. Дезинформация, деструктивная пропаганда, манипулирование сознанием, влияние на психику, использование иноагентами цифровых технологий побуждают руководство страны принимать меры правового противодействия их деятельности. В связи с этим целесообразно подробнее рассмотреть современные представления об информационной войне и деятельности иностранных агентов, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Целью исследования является изучение и анализ нормативных правовых актов, регламентирующих контроль за деятельностью иноагентов в России, их статуса и роли в информационной войне, разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики по парированию угроз в информационном пространстве.

Материалы и методы. В исследовании был применен диалектический метод познания как основной, контент-анализ нормативно-правовых актов, историко-сравнительный, структурно-функциональный и метод лингвоанализа.

Результаты исследования. Дано краткое обоснование растущей популярности тактики информационной войны. Проанализированы основные характеристики иностранных агентов, применяемые ими методы дезинформации и манипуляции общественным мнением, их влияние на политические и социальные процессы внутри страны. Дана оценка существующим в РФ мерам противодействия информационным войнам и деятельности иноагентов, выявлены пробелы законодательства. Обоснована необходимость подготовки нового федерального закона для защиты от дезинформации при соблюдении права на свободу слова, а также совершенствования технических средств обеспечения информационной безопасности России.

Обсуждение и заключение. Выводы, сделанные в результате исследования, призваны дополнить и расширить научное представление о статусе и роли иностранных агентов в современных информационных войнах, их ключевых стратегиях воздействия на наиболее уязвимые группы населения, мерах по совершенствованию правового регламентирования деятельности иноагентов в современных геополитических реалиях, а также могут послужить основой для дальнейших исследований в области информационных войн и влияния иностранных агентов на международные отношения и внутренние дела государства.

43-50 25
Аннотация

Введение. Активное внедрение информационных технологий в систему общественно-политических отношений расширяет возможности граждан по их участию в управлении делами государства, создает условия для формирования качественно нового уровня гражданской активности населения. Одним из механизмов совершенствования избирательного процесса является дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое сегодня вызывает живой интерес как у исследователей избирательных технологий, так и у самих избирателей. Цель исследования – выявить и проанализировать проблемы внедрения систем дистанционного электронного голосования в России и зарубежных странах для разработки соответствующих мероприятий по их эффективному разрешению, а также оценить перспективы развития этого инновационного направления.

 Материалы и методы. В ходе исследования применен комплекс философских, общенаучных и специально-научных методов.

Результаты исследования. Осуществлен комплексный анализ правового регулирования дистанционного электронного голосования в России и за рубежом, его преимуществ и недостатков. Выработаны предложения по совершенствованию дальнейшего использования ДЭГ, включающие разработку механизма придания юридически обязательного характера данному способу волеизъявления избирателей, а также эффективный способ общественного контроля за ходом проведения ДЭГ, что будет способствовать росту доверия к результатам онлайн-голосования. Обосновано, что в целом преимущества ДЭГ перевешивают его недостатки по сравнению с традиционной системой голосования с помощью бюллетеней, однако эффективное применение ДЭГ возможно, только если избирательной системе удастся преодолеть правовые, организационные и технические трудности для реального обеспечения принципов избирательного права при электронном голосовании.

Обсуждение и заключение. Вопросы применения дистанционного электронного голосования в России требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Целесообразно ускорить процесс совершенствования правового регулирования данных общественных отношений с учетом опыта, накопленного в зарубежных странах. Сформулированные в статье теоретические положения могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

51-61 22
Аннотация

Введение. В последние годы набирает актуальность вопрос о законности разведения сельскохозяйственных животных и пчел на садовых и иных личных земельных участках граждан. С одной стороны, собственники могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им объектом недвижимого имущества, как это указано в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. С другой стороны, в ст. 36 Конституции РФ, а также в иных федеральных законах отмечается, что действия собственника земельного участка не должны противоречить закону и нарушать права и законные интересы других лиц. Действующее федеральное законодательство содержит лишь часть ответов на эти вопросы, оставляя решение проблемы судам и органам местного самоуправления, которые должны определять параметры и виды разрешенного использования земельных участков в границах муниципалитета в Правилах землепользования и застройки. Цель работы – исследовать существующее нормативно-правовое регулирование содержания сельскохозяйственных животных на садовых и иных земельных участках граждан, сложившуюся судебную практику, выявить пробелы в земельном и ином законодательстве РФ, предложить оптимальные пути правового решения данной проблемы.

Материалы и методы. В рамках данного исследования был использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов, в частности, диалектический метод, системный и логический методы, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также метод правового моделирования.

Результаты исследования. Установлено, что действующие федеральные законы РФ не дают однозначного ответа на вопрос о возможности разведения сельскохозяйственных животных или пчел на садовых и огородных земельных участках, а также участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Даже в случаях, когда такая возможность допускается, остается открытым вопрос о видах и количестве животных, которых можно содержать на участке, а также о порядке разрешения соседских споров (приведен ряд интересных случаев из судебной практики). Для решения исследуемой проблемы предложен ряд правовых мер: проведение нормативной классификации животных; установление запрета размещать сельскохозяйственных животных на участках садоводов, огородников и участках ИЖС в городах; разрешение разведения животных на земельных участках сельскохозяйственного назначения, а также на приусадебных наделах личных подсобных хозяйств в количествах, определяемых ветеринарным и санитарным законодательством; развитие концепции соседского права с последующей разработкой «соседского законодательства», содержащего правовые инструменты смягчения и разрешения конфликтов между соседями.

Обсуждение и заключение. Надлежащая правовая регламентация отношений с участием садоводов в России необходима, так как к числу садоводов и огородников относится почти половина населения страны, и эта тенденция только усиливается. Для эффективного решения данной проблемы российским ученым весьма полезно обратиться к иностранному опыту. Например, соседское право хорошо развито в большинстве европейских стран, где соответствующие нормы прямо включены в гражданские и иные законодательные акты. В Китае на уровне законодательства более четко разделены категории земель, жёстче экологические нормы (особенно около городов), а мелкое животноводческое хозяйство разрешено только в сельской местности.

62-68 28
Аннотация

Введение. Цифровые технологии все шире применяются в современных бизнес-процессах благодаря увеличению скорости, прозрачности и эффективности проводимых операций. Однако системы правового регулирования сталкиваются с проблемами объективного контроля за цифровой активностью предприятий, предупреждения потенциальных рисков и установления мер ответственности за правонарушения и вред, причиненный использованием искусственного интеллекта (ИИ). Недостаточно изучена специфика реализации коммерческих правоотношений в условиях их стремительной цифровизации: квалифицирующие признаки систем ИИ в рамках проведения сделок, заключения договоров и иных составляющих хозяйственных отношений подразумевают их автоматизацию посредством компьютерных алгоритмов, вследствие чего возникают вопросы об эффективности цифровых решений, правосубъектности ИИ и ответственности участвующих сторон. Целью исследования является углубленный анализ актуального состояния и перспектив развития коммерческого и предпринимательского права в России в связи с интеграцией систем ИИ в сферу бизнеса.

Материалы и методы. Материальной базой послужили нормативно-правовые исследования ученых разных стран, касающиеся распространения и использования систем ИИ. В работе был использован ряд общенаучных и частнонаучных методов, включая дескриптивный, аналитический, структурирование, моделирование и прогнозирование.

Результаты исследования. Установлено, что несмотря на существенные преимущества систем ИИ в качестве электронных агентов, цифровых посредников, алгоритмов обработки данных и автоматизации документооборота, их применение в бизнесе требует глубокой проработки законодательства и договорных взаимодействий для выстраивания гибкого дифференцированного подхода в системе управления, способной учитывать специфику правосубъектности ИИ с последующим ограничением рисков и рациональным распределением ответственности.

Обсуждение и заключение. Работоспособность и неограниченные возможности искусственного интеллекта по некоторым характеристикам превосходят человеческие, в связи с чем растёт необходимость внесения корректив в существующее в стране коммерческое и предпринимательское право. Утверждение отдельных государственных предписаний не позволяет решить все трудности, возникающие в процессе цифровизации бизнес-структур, поэтому необходимо комплексное переосмысление действующих нормативных доктрин.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.