ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Развитие промышленного производства на региональном уровне становится возможным в условиях привлечения трудовых ресурсов, создания надлежащих социально-экономических условий, приемлемого быта, обучения и досуга работников. Разрешение данных задач приводит к формированию промышленно-производственных кластеров и развитию населенных пунктов, для которых индустриальные предприятия оказываются градообразующими. Населенные пункты, возникшие вследствие репрезентации технического прогресса и формирования экономических связей, отличаются от поселков и городов, образованных в условиях доминирования аграрного производства и торгового сектора. В первую очередь отличия заключаются в интенсивности миграционных потоков, в скором возникновении агломераций, вмещающих классово-однородные трудовые коллективы в виде пролетариата (с инженерно-мастеровой прослойкой). По этой причине в Российской империи в период ее промышленного становления во второй половине XIX в. развивалась особая разновидность органов внутренних дел, именовавшаяся «промышленной полицией», которая отчасти содержалась за внебюджетный счет из капиталов предприятий, ею обслуживаемых. Данный опыт получил распространение в Донецком угольном бассейне, включая обширную территорию на пространстве от города Шахты, Ростовская область (прежде – Александровск-Грушевский, Область Войска Донского) – на Востоке, до города Донецка, Донецкая Народная Республика (прежде – Юзовка, Екатеринославская губерния) – на Западе. В настоящее время научное исследование процесса становления промышленной полиции на территории Донбасса актуально, представляет особую ценность, поскольку угольный бассейн с 2022 г. входит в состав Российской Федерации, обладая обширным историческим и промышленно-производственным опытом совместного развития и кооперации входящих в его состав районов, в том числе на почве правоохранительной деятельности. Поэтому цель данной работы – исследовать процесс становления промышленной полиции на территории Донецкого угольного бассейна (досоветский период).
Материалы и методы. Объектом данного исследования выступают правоотношения, связанные со становлением и развитием промышленной полиции на территории Донецкого угольного бассейна во второй половине XIX – начале XX вв. Изучение данного вопроса осуществлялось на основе эмпирического анализа истории органов правопорядка на пространстве, занимаемом Донецким угольным бассейном. При подготовке статьи применялся принцип историзма, использовались историко-правовой, формально-юридический и системно-структурный методы научного исследования. Одновременно с частно-научными методами познания юриспруденции применялись общенаучные – синтеза, индукции и дедукции, сравнительный, системный и познавательный методы.
Результаты исследования. Сформировано научное представление о функционировавшей на рубеже XIX – XX вв. правоохранительной системе Донбасса, локализованной в рамках Области Войска Донского, представлявшей собой в досоветский период специфический субъект Российской империи. Выявлены и изучены нормативные правовые акты, на основе которых происходило возникновение и развитие органов промышленной полиции, обеспечивавших охрану общественного порядка и общественной безопасности. Определены исторически обоснованные ключевые даты становления промышленной полиции Донбасса, которые могут использоваться в морально-психологической и мемориальной работе, демонстрируя единство прошлого и будущего населения, проживающего на территории Донецкого угольного бассейна.
Обсуждение и заключение. Обеспечение правопорядка является важной составляющей правоохранительной функции государства, которая реализуется на всей территории Российской Федерации, в том числе в «новых регионах» России, прежде отделенных от нее в 1991 г. в результате деконструкции СССР. Поэтому научное исследование историко-правового опыта развития промышленной полиции в Донецком угольном бассейне демонстрирует историческое единство народов Донбасса в рамках единого государства. Выводы, к которым приходят авторы в результате проведенного исследования, имеют прямое отношение к обеспечению национальной идеологической безопасности Российской Федерации.
Введение. В Конституции России определены ориентиры по обеспечению надлежащего уровня развития важных сфер жизнедеятельности, высокого качественного уровня жизни, обуславливающего всесторонность формирования человеческого потенциала поколений российских граждан. Квинтэссенцией стратегического развития российской государственности является минимизация предпосылок формирования деструктивного правосознания граждан, препятствующего достижению правопорядка в стране. В Стратегии национальной безопасности России в перечне национальных интересов значимое место отводится сбережению народа России, развитию человеческого потенциала. В качестве целей документ стратегического планирования государства определил: воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина, формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности. Безусловно, вектор современных институциональных изменений механизма реализации власти в России обусловлен социальной модернизацией и ориентирован на концептуальные идеи конституционализма. Преобразования экономического и социально-политического характера неизбежно влияют на формирование не только правового пространства, но и структурирование общественного сознания, концепты которого предопределяют выработку обоснованных и практически ориентированных правовых решений. Состояние общественного восприятия правовых явлений требует постоянного мониторинга в силу перманентного воздействия на них преобразований в государственной структуре органов власти и управления. Недооценка научного осмысления данных процессов может детерминировать психологическую турбулентность значительной части населения в выборе поведенческих стереотипов правомерного поведения. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации процесса социальной детерминации, характеризующегося сложным арсеналом антиобщественного мотивационного воздействия, существенно ограничивающим превентивный социальный и правоохранительный потенциал, в механизме регулирования общественных отношений особое значение отводится точному, неуклонному и единообразному применению законодательных положений, степени их функциональной социальной упорядоченности. Факторами, не позволяющими достичь высокой эффективности в реализации фундаментальных начал верховенства права, являются деформации правосознания граждан. Целью исследования является изучение функциональной роли правосознания в правовом механизме регулирования современных социальных формаций, анализ проблем реализации государственной политики в сфере формирования позитивного восприятия гражданами правовых явлений и взаимосвязей деформаций правосознания с мотивацией правомерной поведенческой вариативности.
Материалы и методы. В статье проанализированы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых закономерностей общественного восприятия государственно-правовых явлений и их влияния на правомерную поведенческую вариативность. В процессе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы, в частности, статистический метод и метод системного анализа данных, характеризующих явления, оказывающие влияние на состояние законности в России.
Результаты исследования. Установлены закономерности функциональной роли правосознания в механизме правового регулирования общественных отношений. Раскрыто содержание взаимосвязей правосознания с правовой идеологией и правовой психологией. Определены проблемы эффективности государственной политики в сфере формирования гражданского правосознания. Предлагается введение в научный оборот такого вида деформации правосознания, как правовая деменция, предопределяющая состояние законности в современном российском обществе.
Обсуждение и заключение. Практический элемент правосознания отражает поведенческие установки субъекта, его готовность использовать свои теоретические знания и ценностные оценки в практической деятельности. Правовые чувства, эмоции, идеи, принципы, установки, ставшие для субъекта частью его правосознания, в дальнейшем обусловливают его поступки в сфере права. В целях обеспечения защиты отечественных ментальных ценностей, блокирования проникновения в общество воззрений деструктивного характера изменения в образовательной, научной, культурной и других сферах должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта. К сожалению, сегодня в числе основных проблем процессов правотворчества и правоприменения в России отмечают слабое научно-аналитическое обоснование законопроектов, низкое качество законов, острые юридические коллизии внутри правовой системы, нарушения внутрисистемных связей, способствующие тенденции отчуждения граждан от права.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Введение. Избирательное право в Российской Федерации выступает одной из наиболее часто реформируемых сфер национального законодательства. Перманентная законотворческая активность и ее дальнейшее преломление в правоприменительной практике проведения выборов в органы публичной власти не только не снимают, но и порождают новые дискуссионные вопросы в регулировании избирательной системы. Важнейшей целью современных исследований в области изучения пассивного избирательного права является выявление правовых коллизий и внесение предложений по восполнению правовых пробелов, с которыми сталкиваются правоприменители в условиях поставленных перед ними задач обеспечения реализации пассивного избирательного права кандидатов. В настоящее время выявляется необходимость правового анализа влияния концептуальных законодательных нововведений на реализацию пассивного избирательного права. Цель данной работы заключается в анализе существующих ограничений пассивного избирательного права, а также рассмотрении обоснованности и пределов указанных ограничений.
Материалы и методы. В статье проанализированы труды отечественных ученых последних лет, материалы средств массовой информации, федеральное законодательство, решения Конституционного Суда РФ в данной сфере, нормативные акты, принятые Центральной избирательной комиссией РФ, а также результаты работы избирательных комиссий. В основу исследования положены такие общепринятые методы научного познания, как диалектический и формально-юридический, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Результаты исследования. Рассмотрены вопросы о правомерности установления дополнительных ограничений прав граждан. Делается вывод о том, что вместе с большим значением защиты прав и свобод человека существует острая необходимость соблюдать и правовые ограничения этих прав. Разграничены понятия ограничений и нарушений прав и свобод человека и гражданина, анализируется юридическое закрепление ограничений в сфере избирательного права. Помимо конституционных установок (дееспособность и судимость) также раскрыто содержание дополнительно введенных на федеральном уровне ограничений по возрасту, оседлости, наличия или отсутствия судимости за совершение преступления, деликтов в сфере экстремизма.
Обсуждение и заключение. Сущность ограничений пассивного избирательного права заключается в том, что они представляют собой определенные требования, условия, которые предъявляются лицу для приобретения им избирательной правоспособности по выдвижению своей кандидатуры на выборах в органы публичной власти. Система избирательных ограничений призвана обеспечить качественное формирование, полноценную функциональность, профессионализм выборных органов власти и должностных лиц, но может стать и инструментом борьбы с оппозицией.
Введение. Характерной чертой развития современного общества является цифровизация – интенсивное внедрение новых технологий в различные сферы жизни, в том числе и в избирательный процесс. В России разработка мер по обеспечению эффективной реализации гражданами их избирательных прав, совершенствование правового регулирования избирательного процесса осуществляется более тридцати лет. Однако динамика автоматизации и информатизации избирательных процедур зачастую опережает их теоретическое обоснование и правовое осмысление. Исследованию проблем цифровизации избирательного процесса, изучению электронных форм проявления гражданской активности и политического участия посвящены работы российских и зарубежных авторов. Ряд исследователей утверждают, что происходящие изменения неизбежны и призывают пересмотреть базовые основы избирательного процесса, другие, указывая на невозможность обеспечения абсолютной информационной безопасности, предлагают ограничить этот процесс. Цель исследования – проанализировать основные этапы автоматизации и цифровизации избирательного процесса в России, выявить проблемы, связанные с внедрением новых технологий, и выработать рекомендации для эффективной трансформации избирательной системы в условиях цифровизации.
Материалы и методы. Для обеспечения обоснованности и достоверности полученных результатов в ходе исследования были использованы общенаучные и частно-научные методы познания: диалектический, метод юридической компаративистики, контент-анализ нормативных правовых актов, а также исторический, системный, логический и другие методы. Применялись различные способы толкования правовых норм в целях выявления закономерностей их функционирования. Контент-анализ нормативных правовых актов и логический метод позволили выявить особенности цифровой трансформации избирательного процесса. Метод моделирования позволил сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.
Результаты исследования. Исследованы основные этапы автоматизации и цифровизации избирательного процесса. Выявлены их особенности и проблемы. Обоснована необходимость трансформации правового регулирования, способного обеспечить эффективную реализацию избирательных прав граждан в новых условиях.
Обсуждение и заключение. По результатам проведенного исследования выработаны рекомендации для эффективного правового регулирования основных стадий избирательного процесса в условиях цифровизации. Сформулированные авторами теоретические выводы предлагается использовать для дальнейших исследований и совершенствования действующего избирательного законодательства Российской Федерации.
Введение. В процессе нормативно-правового регулирования деятельности профессиональных союзов на территории России реализуется ряд предписаний, вызывающих определенные противоречия в установлении социально-трудовых отношений. Сложности во взаимодействии профсоюзов с работодателями и государством, дополненные частной трудовой конкуренцией, обусловливают проблему сохранения изучаемого института, направленного на формирование системы социального партнерства, развитие трудовой среды, национальной экономики и общественного равенства. В этой связи исследование направлено на изучение конституционных требований к созданию и функционированию профсоюзов с целью гармонизации общественно-трудовых отношений. Обнаружение законодательных пробелов в процессе реализации прав граждан на создание и функционирование профессиональных союзов позволит модернизировать нормативно-правовые структуры в этой области. Целью исследования является изучение особенностей конституционного права на создание и функционирование профессиональных союзов.
Материалы и методы. Организация методологической базы исследования основывается на подборе, анализе и систематизации релевантных нормативно-правовых данных и актуальных исследований. Применение комплекса общенаучных (диалектический, логический, системный) и частно-научных методов познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, социально-правовой) позволяет изучить принципы государственного регулирования деятельности профессиональных союзов, выявить пробелы в их функционировании и недостатки, требующие устранения, а также обобщить факторы применимости конституционного регламента деятельности профсоюзных организаций в России.
Результаты исследования. Осуществлен анализ конституционного права на создание и функционирование профессиональных союзов. Установлено, что определение правовых преимуществ участников профессиональных союзов не соотносится с процессом снижения популярности данного института на территории РФ. Выявлено, что данная тенденция обусловлена несколькими проблемами: множественность законодательных требований создает ряд противоречий в отношениях между профсоюзами и работодателями, которые не предоставляют полноценную свободу деятельности организаций; процесс создания профсоюзов осложнен регистрацией в качестве юридического лица, законодательная предопределенность и формальность не предоставляют свободы организациям в формировании устава и внесении в него изменений без разрешения государства; принципы регулирования внутренних отношений должны соответствовать типовым положениям Трудового кодекса РФ, что также ограничивает профсоюзную деятельность; судебная защита прав членов профессиональных союзов нуждается в доработке и модернизации с целью устранения неоднозначных вопросов и сокращения бюрократического процесса. В качестве решений выявленных проблем предложено использование вариативных коллективных договоров и принципов социального партнерства, направленных на гармонизацию общественных и трудовых отношений.
Обсуждение и заключение. В ходе исследования были выявлены ключевые вопросы и непроработанные аспекты конституционного регулирования деятельности профессиональных союзов на территории РФ, решение которых возможно за счет оптимизации чрезмерных законодательных требований, формирования обновленных положений о судебной защите членов профсоюзов, утверждения полноценной независимости и самостоятельности данных организаций в вопросах внутреннего регулирования, а также посредством развития системы социального партнерства. Предложенные в работе теоретические и практические выводы предлагается использовать для дальнейших исследований в области совершенствования юридической грамотности членов профессиональных союзов.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Введение. В процессе развития предпринимательства популяризация бизнес-этики приобретает особую значимость в качестве механизма гармонизации бизнеса, обеспечения правового равенства, здоровой конкуренции и честных отношений с потребителями. Однако противоречивость подходов к определению понятия «бизнесэтики» и множественность интерпретаций не позволяют активизировать глобальное распространение деловой культуры в контексте правового регулирования. В этой связи цель исследования – систематизация концептуальных подходов к обоснованию и формированию бизнес-этики в контексте правового регулирования предпринимательской деятельности.
Материалы и методы. Методологическая база исследования представлена как общенаучными, так и специальными методами. Методы анализа, сравнения и систематизации позволяют изучить составные элементы бизнесэтики с целью углубленного познания данного концепта. Сравнение различных интерпретаций обнаруживает точки соприкосновения междисциплинарных подходов к обоснованию данного понятия. Систематизация способствует организации правовых и морально-нравственных ценностей в единую иерархическую структуру, составляющую сущность бизнес-этики. Мировоззренческо-юридический метод раскрывает взаимосвязь философского подхода ценностных ориентиров предпринимательства с законодательными нормативами общества.
Результаты исследования. В процессе исследования была выявлена закономерность развития бизнес-этики в условиях глобального и национального благополучия. Иерархическая структура реализации деловой этики имеет нисходящий характер: международный уровень, макроуровень и микроуровень. Несмотря на влияние культурологических особенностей на развитие системы морально-нравственных ценностей, формирование бизнес-культуры должно реализовываться в совокупности с нормами права и потребностями общества, одновременно с установлением корпоративных границ и общих предпринимательских принципов. На корпоративном уровне интеграция бизнес-этики и стратегии предприятия выгодна для его имиджа и репутации, при этом эффективность заключается в продвижении социально-экономических, правовых и иных аспектов, способствующих созданию справедливого, устойчивого и сознательного бизнеса.
Обсуждение и заключение. Изучение концепта «бизнес-этики» имеет место в различных научных контекстах. При всех интерпретационных различиях единообразным является механизм формирования бизнес-этики в рамках предпринимательской деятельности, что включает в себя создание кодекса этики, обучение этическим принципам, систему поощрений, выстраивание превентивных и взыскательных методов. В различных контекстах данная система направлена на устранение незаконных форм конкуренции, обеспечение экономической, социальной и правовой безопасности, повышение уровня ответственности и создание эффективной системы деловых ценностей.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Введение. Телефонное мошенничество является серьезной проблемой как в России, так и за рубежом. С развитием цифровых технологий и Интернета мошенники находят новые способы обмана граждан через телефонные звонки, выдавая себя за представителей банков, правоохранительных органов или других официальных институтов. Динамика ущерба от таких преступлений постоянно растет, и это требует принятия эффективных мер по предотвращению и пресечению мошенничества. Цель статьи – проведение сравнительного анализа уголовного законодательства об ответственности за телефонное мошенничество в России и зарубежных странах на примере динамики ущерба.
Материалы и методы. Методологическая база исследования – общенаучные и специальные методы познания. Среди общенаучных методов применялись диалектический и формально-юридический методы. Кроме того, был использован метод исторического анализа, методы анализа и синтеза информации, а также нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере борьбы с телефонным мошенничеством. Таже был использован сравнительно-правовой метод, который позволил провести анализ и сравнение различных правовых положений. Для более полного понимания проблемы был проведен анализ судебной практики российских судов, что позволило оценить существующую практику применения закона в конкретных ситуациях.
Результаты исследования. Осуществлен анализ как уголовного законодательства об ответственности за мошенничество в России и зарубежных странах, так и мер, применяемых по противодействию мошенничеству в Российской Федерации, Китайской Народной Республике, а также в Соединенных Штатах Америки. Рассмотрены последствия мошенничества как вида преступлений, а также проанализирована общая динамика ущерба от зарегистрированных и расследованных телефонных мошенничеств в Российской Федерации. Выявлены основные тенденции и характеристики таких случаев.
Обсуждение и заключение. Анализ уголовного законодательства показывает, что ответственность за мошенничество в России и зарубежных странах имеет свои особенности. Изучение этих различий поможет выявить лучшие практики в борьбе с мошенничеством и разработать более эффективные меры по предотвращению такого вида преступлений и наказанию мошенников.