Введение. Статический и динамический аспекты нормативистской теории права практически не изучены в рамках отечественной юридической науки, хотя без исследования сущности норм права в целом и теории права в частности вряд ли можно назвать полноценным их анализ. Вместе с тем обращение правоведов к данной тематике сыграло немаловажную роль в развитии современной западной юриспруденции. Значимость вышеуказанных аспектов нормативизма трудно переоценить как для юридической теории, так и для правоприменительной практики – особенно учитывая то, что практическая функция данных аспектов осуществляется эмпирическими нормификаторами. Целью статьи является исследование статического и динамического аспектов нормативистской теории права с опорой на опыт и анализ их освещения в западной юридической науке.
Материалы и методы. В статье проанализированы работы западных теоретиков и философов права, рассматривающих проблематику нормативизма, а также его статического и динамического аспектов. Объектом исследования являются общественные отношения, подлежащие регулированию в сфере статического и динамического аспектов нормативистской теории права. В основу исследования положены следующие методы научного познания: диалектический, аналитический, методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Результаты исследования. Дана характеристика статическому и динамическому аспектам нормативистской теории права. Проанализировано понятие нормативной единицы. Определены взаимоотношения и иерархия норм внутри нормативной единицы.
Обсуждение и заключение. Результаты настоящего исследования обладают практическим потенциалом в правоприменительной сфере, поскольку правоприменение базируется на нормативизме. Сделанные авторами теоретические и практические выводы могут быть положены в основу дальнейших научных изысканий в сфере философии и теории права.
Введение. Статья посвящена исследованию механизма правового регулирования государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития. Исследуемая тема является особо актуальной, поскольку одним из рычагов обеспечения социально-экономического роста регионов является механизм особого правового режима предпринимательской деятельности, который, соответственно, усиливает роль государственного финансового контроля. Объектом исследования является процесс государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития. Предметом исследования – совокупность теоретико-методического, правового и организационного обеспечения процесса государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития. Цель статьи заключается в обосновании и разработке теоретико-методических и правовых положений, а также практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования осуществления государственного финансового контроля на исследуемых территориях.
Материалы и методы. В процессе проведения исследования были использованы способы научного познания, общенаучные и специальные методы. Информационно-эмпирическая база исследования представлена фундаментальными положениями исследований ученых, нормативными правовыми актами федерального и локального уровней, стандартами учета и оценки, статистическими данными в области осуществления государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития.
Результаты исследования. Проведен анализ практики функционирования специальных экономических зон в Китае и модели системы государственного финансового контроля. Выявлены проблемные аспекты в процессах государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации. Доказано, что решением выявленных проблем будет являться формирование механизма государственного финансового контроля на данных территориях, закрепленного на законодательном уровне, включающего нормативно-правовое, информационное, организационное, кадровое обеспечение процесса контроля, методы и инструменты. На основе опыта КНР сформированы практические рекомендации, которые можно использовать в качестве эффективного опыта в системе государственного финансового контроля России.
Обсуждение и заключение. В статье доказано, что совершенствование правового регулирования осуществления государственного финансового контроля на исследуемых территориях позволит законодательно закрепить понятийно-категориальный аппарат государственного финансового контроля на территориях опережающего социально-экономического развития, создать эффективный механизм государственного финансового контроля, усилить и повысить эффективность контрольных функций государственного управления, предотвратить и снизить число финансовых и экономических правонарушений, стабилизовать экономические показатели регионов и государства в целом.
Введение. Статья посвящена проблемам нормативного правового регулирования договора как регулятора организационных отношений в отечественном гражданском законодательстве. Актуальность данной темы обусловлена теоретической и практической значимостью отдельных договорных конструкций (предварительный договор, рамочный договор), особенностью их правовой регламентации в современных условиях. Одной из задач современного гражданского права является создание договорных конструкций, обеспечивающих стабильное развитие гражданского оборота в условиях развития нынешней экономической ситуации в стране и мире. Поскольку экономические отношения, которые характерны для рынка товаров и услуг, нуждаются в появлении законодательных норм для конструкций договоров, то важно наличие действенных механизмов для урегулирования экономических отношений между участниками сделки. Нормы отдельных договорных конструкций (предварительный договор, рамочный договор) как важного элемента гражданского оборота, которые применяются сегодня, нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Целью исследования является анализ правового регулирования договорных конструкций (предварительный договор, рамочный договор) в Российской Федерации, выявление имеющихся в сфере их правоприменения проблем и возможных путей их решения.
Материалы и методы. В ходе исследования использована совокупность общенаучных и специальных способов познания правовой действительности. К числу активно используемых в работе методов следует отнести системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический.
Результаты исследования. Доказано, что важнейшие преимущества отдельных договорных конструкций (предварительный договор, рамочный договор) заключаются в возможности гибкости для сторон при выстраивании отношений, которые на этом основании имеют более долгосрочный характер. Исследуемые договорные конструкции в условиях изменяющейся экономической ситуации и потребностей гражданского оборота в Российской Федерации нуждаются в постоянном законодательном совершенствовании, в связи с чем выработан ряд положений, которые могут способствовать дальнейшему теоретическому анализу таких важных понятий, как рамочный договор и предварительный договор, и их использованию в правоприменительной деятельности.
Обсуждение и заключение. Определены проблемы, имеющиеся в вопросах применения отдельных договорных конструкций (предварительный договор, рамочный договор) в условиях российского гражданского оборота, что не только актуализирует проведенное научное исследование, но и способствует определению тенденций совершенствования новых подходов к пониманию исследуемой проблемы в доктрине, законодательстве и практике.
Введение. Закономерное и поступательное развитие науки криминалистики обусловлено различными геополитическими, экономическими, социальными условиями прогресса Российской Федерации и нашего общества, а также трансформациями явлений, процессов, событий, связанных с преступностью и борьбой с ней. Неизбежным следствием любой преступной деятельности является посткриминальная деятельность лиц, связанных с событием преступления и его расследованием. Установлено, что в среднем каждый пятый гражданин Российской Федерации за четыре – пять лет сталкивается и действует в преступной и посткриминальной действительности. О взаимном проникновении и имеющихся скрытых регулярностях и закономерностях свидетельствуют статистические данные и проведенный нами специально разработанный анализ эмпирической составляющей исследования. Современное состояние борьбы с преступностью характеризуется ростом тяжких и особо тяжких преступлений, латентностью, посткриминальной субсеквентностью, рецидивоопасностью, высокими показателями нераскрытых преступлений прошлых лет. С одной стороны, наблюдается цифровизация способов преступлений и/или их тиражирование из-за рубежа, появляются новые способы сокрытия преступлений и противодействия их расследованию, а с другой – происходят системные изменения уголовного законодательства, уголовно-процессуального законодательства, которые обусловливают имеющиеся недостатки и возникающие потребности правоохранительных органов в криминалистическом обеспечении начала расследования. Указанные выше обстоятельства актуализируют выбор темы статьи, подчиненной цели – познание закономерного влияния первичной посткриминальной деятельности лиц на содержание исходных ситуаций расследования.
Материалы и методы. Лонгитюдное исследование проводилось на основе системного, ситуационного и деятельностного подходов. Программа проведенного исследования содержит научный метод неоднократного наблюдения за преступной и посткриминальной действительностью. При постановке проблемы были проведены сравнительный анализ данных официальной статистики за последние пять лет и научно-тематический анализ криминалистической и специальной литературы. Для выявления влияния первичной посткриминальной деятельности на исходные ситуации применялись математические методы анализа полученных закономерностей и взаимосвязей на основе разработанной авторской программы исследования уголовных дел, методов теории вероятности, теории моделирования и ряд других.
Результаты исследования. В статье представлены результаты аналитической работы (проведенной в 2020– 2024 гг.), сформулированы выводы и предложения. Выявлено и доказано влияние начальной посткриминальной деятельности на исходную следственную ситуацию расследования тяжких и особо тяжких преступлений, подтверждена ранее установленная связь между степенью тяжести совершенного преступления и посткриминальным противодействием расследованию, исследованы особенности посткриминальной деятельности отдельных участников, связанных с событием преступления, проанализировано влияние степени организованности преступной деятельности на содержание посткриминального противодействия, содействия либо уликового поведения.
Обсуждение и заключение. За 2020–2024 гг. наблюдается тенденция роста количества приемов сокрытия тяжких и особо тяжких преступлений у субъектов преступления, наиболее рельефно данная взаимосвязь проявляется по делам о преступлениях, совершенных группой лиц, детерминирует большинство исходных ситуаций как неблагоприятно-конфликтные. Полученные криминалистические знания как результат исследования могут быть использованы не только учеными-криминалистами при построении отдельных методик расследования тяжких и особо тяжких преступлений, но и следователями при оценке и разрешении исходных ситуаций таких преступлений. Исходная следственная ситуации как обстановка, в которой начинается расследование тяжкого или особо тяжкого преступления, есть экстраполяция противоречий между качественными критериями содействия расследованию и количественными сочетаниями противодействия расследованию участников, связанных с событием преступления или уликового поведения. Посткриминальная деятельность лиц, связанных с событием преступления, напрямую связана с механизмом совершения тяжкого и особо тяжкого преступления, свойствами личности отдельных субъектов.
Введение. В российской научно-правовой доктрине исследование вопроса применения временных мер международными судебными или квазисудебными органами и учреждениями на сегодня не приобрело комплексного характера. Вместо этого международная правовая доктрина раскрывает широкий спектр спорных вопросов в указанной плоскости, что определяется отсутствием в уставных документах и регламентах международных судебных, квазисудебных учреждений и трибуналов четких положений, а, следовательно, существующие пробелы дорабатываются судебной практикой. Цель статьи заключается в исследовании общих руководящих принципов применения временных мер, которые были разработаны и приняты Институтом международного права на основе анализа применения таковых в международном и национальном измерениях.
Материалы и методы. В исследовании был применен диалектический метод познания как основной, общенаучные методы анализа, синтеза, специальные юридические методы – эмпирические и формально-юридический.
Результаты исследования. В статье проведен анализ и систематизация руководящих принципов применения временных мер по результатам исследований ведущих ученых и специалистов по международному праву, а также судей международных учреждений и судебных органов. По результатам исследования группировки временных мер выявлено, что они являются значительным вкладом в международную правовую доктрину, поскольку закрепляют четкую позицию относительно ряда спорных аспектов их применения, но также показывают определенную особенность их использования на практике.
Обсуждение и заключение. Отмечено, что ранее принципами был закреплен перечень условий применения временных мер, а также однозначная позиция относительно обязательной юридической силы таковых. В то время как, с одной стороны, руководящие принципы дают ответы на существующие в международно-правовой доктрине спорные вопросы, с другой – порождают ряд новых теоретико-практических вопросов, на которые обращается внимание в статье. По результатам исследования установлено, что цель и условия применения временных мер содержатся в нескольких отдельных руководящих принципах, что делает логику последовательного размещения таких принципов неясной. В статье сделан вывод, что спорные вопросы являются результатом того, что руководящие принципы распространяются не только на практику применения временных мер международными органами и учреждениями судебного характера, но также и национальными судами. Разъяснения к каждому принципу способствовали бы правильному и согласованному применению таких принципов на практике. Кроме того, дальнейшие исследования возможностей применения временных мер на основе руководящих принципов, предложенных Институтом международного права, усматриваются важными как для международной правовой доктрины, так и для российской.
Введение. Цифровизация, развитие информационно-телекоммуникационных технологий на современном этапе оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности общества. При оценке данных процессов ученые расходятся во мнениях: одни полагают, что цифровизация – это одна из глобальных проблем современности, другие подчеркивают ее значимость для обеспечения экономического прогресса государства. Установлено, что процесс формирования информационного общества становится новым этапом развития цивилизации. Важным условием для понимания сущности трансформации общества под воздействием информационных технологий является четкое установление предпосылок возникновения этого явления. В исследовании отмечается, что в современных условиях цифровой трансформации заметно отставание права и юридической техники от стремительного развития коммуникаций в цифровой среде. Несмотря на многообразие современных представлений о государстве и достаточной степени их изученности в настоящее время сохраняется проблема дефиниции понятия «цифровое государство», так как в нормативных правовых актах оно отсутствует. Цель исследования – проанализировать понятие «цифровое государство», выявить проблемы в сфере публичного управления, связанные с развитием цифровых технологий, и выработать рекомендации для эффективной трансформации государства в условиях цифровизации.
Материалы и методы. Для обеспечения обоснованности и достоверности полученных результатов исследование проводилось с применением общенаучных и частно-научных методов научного познания, в частности, диалектического метода, контент-анализа нормативных правовых актов, юридической компаративистики, а также исторического, системного, структурно-функционального, логического и других методов. Применялись различные способы толкования правовых норм в целях выявления закономерностей их функционирования. Контент-анализ нормативных правовых актов и логический метод позволили выявить сущность цифрового государства. Метод моделирования позволил сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Результаты исследования. Исследованы современные представления о государстве, проанализировано понятие «цифровое государство». Выявлены особенности и проблемы трансформации государства в условиях развития цифровых технологий. Обосновывается необходимость трансформации правового регулирования, способного обеспечить не только защиту от киберугроз, но и реализацию конституционных прав и свобод граждан в цифровой среде, а также поддержки эффективности коммуникаций в новых условиях.
Обсуждение и заключение. По результатам проведенного исследования выработаны рекомендации для эффективной трансформации государства в условиях цифровизации. Данная работа представляется значимой для развития российской юридической науки и совершенствования деятельности органов публичной власти. Выявленные в исследуемой области проблемы свидетельствуют о целесообразности повышения эффективности реализации концепции цифрового государства. Сформулированные авторами теоретические и практические выводы предлагается использовать для дальнейших исследований и совершенствования действующего законодательства Российской Федерации.
Введение. Общеизвестно, что эффективность предупреждения криминальных деяний возможно обеспечить при условии сконцентрированного внимания на личности преступника, которая является носителем криминогенных сегментов детерминационного комплекса, стержнем механизма преступного поведения. Результаты исследований показывают, что ряд сегментов современной насильственной преступности детерминированы специфической социальной средой, содержание которой составляет психологический процесс привыкания населения к опасным криминальным формам. В связи с этим существует проблема осознания криминала как неотъемлемой части социальной среды, нормы окружающей действительности, превращающейся в некое выгодное «жизненное лекало», которое хотят «примерить» все большее количество граждан, допускающих готовность ради достижения цели не только нарушить закон, но и проявить при этом агрессию и насилие. В статье предпринята попытка раскрыть содержание социально-психологического анамнеза личности убийцы с психическими аномалиями, определить ряд превентивных мер. Актуальность исследования обусловлена тем, что психологический фон общества, отражающий реакцию населения на определенные события, проявляется и в распространенности тех или иных клинических проявлений, способных влиять на противоправную поведенческую вариативность. Так, среди лиц, совершивших убийство, удельный вес преступников с патологиями психики достигает 50 %. Целью исследования является криминологический анализ закономерностей формирования личности убийц с психическими аномалиями и определение превентивных мер по выявлению лиц исследуемой категории.
Материалы и методы. В статье проанализированы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых механизма насильственных проявлений лиц с психическими аномалиями. В процессе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы: комплексные методы анализа и содержания закономерностей окружающей действительности, влияющих на формирование антиобщественных агрессивных установок личности, а также статистический метод и метод системного анализа современных общественных формаций.
Результаты исследования. Отражена важность исследуемого вида криминального насилия с позиции антиобщественной вредоносности как особого уголовно-правового и криминологического феномена. Выявлены проблемы этимологии психических аномалий. Обоснована проблематика определения и реализации мер превентивной направленности в отношении лиц с расстройствами психики.
Обсуждение и заключение. Современная радикализация общественных формаций, связанная с коренным изменением компонентов и устоев жизнедеятельности индивида, не может не влиять на состояние проявлений клинического характера, динамику таких наиболее острых их форм, как расстройства психики, проявляющиеся зачастую в агрессивном, неадекватном поведении. Не может не настораживать тот факт, что Ростовская область находится на четвертом месте по потребляемости антидепрессантов, что свидетельствует о высоком уровне тревожности в социуме. Негативные особенности формирования личности, связанные с неблагоприятным воздействием факторов внешней среды, проявятся по прошествии времени и будут трансформироваться посредством так называемого «криминального эха». В процессе расследования уголовного дела при диагностике психических расстройств личности убийцы полагаем возможным определение комплекса мер криминологической терапии в свете реализации положений вступившего в силу с 1 января 2024 года Федерального закона «О пробации в Российской Федерации».