ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Введение. В конце 1936 г. была принята новая Конституция Советского Союза, для чего был созван Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов – высший орган власти государства. Сменив первую Конституцию СССР 1924 г., новая «сталинская» Конституция внесла существенные коррективы в устройство советского государства и общества, затронувшие, в том числе, систему органов государственной власти. Теперь высшим органом законодательной власти в стране провозглашался двухпалатный Верховный Совет СССР, формирование которого должно было проходить путем всеобщих, равных и прямых выборов с тайным голосованием (ст. 30 Конституции 1936 г.). Хотя с формально-юридической точки зрения выборы в Верховный Совет СССР были демократическими, в действительности они полностью контролировались партийными властными структурами. Данное обстоятельство неоднократно освещалось в научной литературе, однако вплоть до настоящего времени научные работы об особенностях электоральных процедур в СССР нередко опирались на недостаточно широкую документальную базу, что создавало основу для конструирования политизированных, далеких от научной объективности гипотез или появления прямых фальсификаций политической истории 1930-х гг. В связи с этим возрастает актуальность как дальнейшего изучения электоральных процессов в СССР, так и расширения эмпирической доказательной базы соответствующих исследований, в том числе путем привлечения региональных материалов. Цель исследования – проанализировав ранее не публиковавшиеся архивные документы, выявить соотношение норм советского избирательного права в 1930-х гг. и политико-административной практики подготовки к выборам в Верховный Совет СССР в 1937 г. в Ростовской области; определить степень результативности инструментов, применявшихся сталинским режимом для управления электоральным процессом; установить, в какой мере выборы в Верховный Совет связаны с репрессивными кампаниями 1937–1938 гг.
Материалы и методы. В основе настоящей публикации лежат материалы Ростовского областного комитета ВКП(б), хранящиеся в Центре документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИ РО) и содержащие доклады районных и городских партийных комитетов и отделов НКВД, в которых обстоятельно и без эвфемизмов (поскольку информация предназначалась для узкого круга лиц) повествуется о подготовке к выборам и тех проблемах и трудностях, с которыми сталкивалось местное руководство. Исследована периодика того времени. Методология исследования представлена общенаучными и специальными юридическими методами, в числе которых историко-правовой и формально-юридический (догматический).
Результаты исследования. Рассмотрена экономическая специфика Ростовской области и политическая ситуация, сложившаяся в регионе к концу 1930-х гг. Рассмотрены нормы Конституции СССР 1936 г., а также основные правовые акты, в которых были закреплены особенности избирательного процесса на выборах в Верховный Совет СССР в 1937 г. Обосновано авторское мнение о том, что, вопреки встречающимся в литературе мнениям, выборы в Верховный Совет СССР не представляется возможным рассматривать как причину Большого террора 1937 г.: Верховный Совет лишь формально являлся высшим органом власти в стране, а фактически Советским Союзом управляла высокопоставленная партийная номенклатура во главе с Генеральным секретарем. Подготовка к выборам в Верховный Совет являлась не причиной, а компонентом Большого террора, поскольку осуществлялась представителями власти и сотрудниками органов госбезопасности с использованием превентивных репрессивно-карательных мер, направленных против широкого круга антисоветски настроенных лиц (священнослужителей, верующих, бывших эсеров, казаков-реэмигрантов, кулаков и т.д.). Таким образом, фильтрационные мероприятия, проведенные органами НКВД в 1937 г. в рамках подготовки к выборам в Верховный Совет, стали немаловажным элементом развернутой в то время репрессивной кампании и достигли своей цели. В день выборов – 12 декабря 1937 г. – явка повсеместно была высокой, а результаты голосования выступили формальным свидетельством того, что советский народ полностью доверяет своему правительству и поддерживает существующий в СССР политический режим.
Обсуждение и заключение. Выборы в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в декабре 1937 г. и, с формально-юридической точки зрения, являвшиеся демократическими (всеобщими, равными, прямыми, с тайным голосованием), в действительности представляли собой результат грандиозной политической кампании, которая была инициирована сталинским режимом и проводилась под жестким контролем партийных властных структур. Для успешного осуществления данной кампании были мобилизованы не только административные ресурсы советского государства и агитационно-пропагандистский аппарат, но и огромные возможности органов госбезопасности: агитационно-пропагандистский аппарат готовил общественное мнение к желательному для коммунистической партии сценарию выборов, а органы госбезопасности сконцентрировали усилия на устранении из общества «социально чуждых», оппозиционно настроенных и неугодных сталинскому режиму лиц, дабы таковые не могли принять участие в электоральных процедурах. Репрессии позволили исключить возникновение нежелательных для компартии эксцессов в ходе выборов и не допустить масштабного протестного голосования.
Введение. Значимость правового регулирования функционирования систем искусственного интеллекта (ИИ) в сфере публичного управления обусловлена стремительным развитием соответствующих технологий, которые уже стали неотъемлемой частью деятельности государственных органов в Российской Федерации. Благодаря внедрению ИИ открываются новые возможности для оптимизации процессов, повышения прозрачности и расширения доступа к услугам властных инстанций. Вместе с тем это обостряет перед законодательством ряд непростых вопросов: от обеспечения этических стандартов и защиты персональных данных до выработки адекватных юридических механизмов, регулирующих взаимодействие человека и машины. Современное общество требует от правовой системы гибкости и оперативности, адекватных динамике технологического прогресса. Для этого необходимо не только пересмотреть действующие нормативы, но и определить принципы, на которых будут строиться новые правовые нормы в области ИИ. Лишь при условии продуманного правового регулирования можно будет создать среду, где инновационные решения гармонично дополнят традиционные институты, не ущемляя прав граждан и укрепляя их доверие к государственным структурам. Цель исследования – детально рассмотреть ключевые проблемы, вызовы и возможности, возникающие при интеграции ИИ в сферу государственного управления в Российской Федерации, а также обосновать необходимость формирования комплексного правового регулирования, способствующего одновременно технологическому развитию общества и обеспечению защиты прав граждан.
Материалы и методы. В качестве основного методологического инструмента применялся диалектико-материалистический подход, позволивший проанализировать эволюцию правовых норм и основные тенденции в практике их применения в условиях непрерывного технологического развития. Благодаря использованию исторического, логического, системного и функционального анализа стало возможным проследить ход законодательных инициатив в сфере ИИ, выявить взаимосвязи между нормами различных отраслей права, доказать значимость целостности правовой системы и рассмотреть правовые нормы как инструмент достижения государственных задач и гарантии защиты интересов граждан России.
Результаты исследования. Выделено несколько ключевых результатов, касающихся правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в сфере государственного управления в России. Обоснована необходимость разделения понятий «интеллектуальные информационные системы» (ИИС) и «системы искусственного интеллекта» (СИИ). Доказана целесообразность создания правовой классификации СИИ по уровню автономности и потенциальной угрозе информационной безопасности. Аргументирована потребность в разработке и принятии единых этических норм, регулирующих применение ИИ, поскольку в условиях цифровой перестройки государственных институтов единая система этических стандартов выступает основой для поддержания социальной стабильности и укрепления общественного доверия к властным структурам. Особое внимание уделено риск-ориентированному подходу к внедрению СИИ в работу органов власти, позволяющему распределить зоны ответственности и выстроить механизмы надзора за системами, принимающими особо значимые решения.
Обсуждение и заключение. Обсуждение правовых рамок использования искусственного интеллекта выходит сегодня на первый план в повестке любого государства. На основе международного опыта Россия может сформировать собственную систему нормативных актов, направленных на снижение рисков без ущемления конституционных прав и свобод. Однако процесс разработки и адаптации законодательства в области ИИ в сфере государственного управления требует тесного взаимодействия ученых, юристов, программистов, государственных служащих. Только при условии эффективного сотрудничества всех заинтересованных сторон удастся обеспечить гармоничное сосуществование проверенных правовых институтов и передовых технологий, заложив основу для устойчивого развития общества. Будущие научные исследования должны быть нацелены на разработку сбалансированной правовой модели, которая объединяла бы этические принципы, требования к качеству данных и надежные процедуры контроля алгоритмов и их результатов.
Введение. Актуальность изучения роли и влияния иностранных агентов на общественное сознание и политические процессы внутри России в контексте информационной войны связана с теми негативными последствиями их воздействия на социум, которые наблюдаются в ходе специальной военной операции в условиях невиданного санкционного давления со стороны коллективного Запада. Дезинформация, деструктивная пропаганда, манипулирование сознанием, влияние на психику, использование иноагентами цифровых технологий побуждают руководство страны принимать меры правового противодействия их деятельности. В связи с этим целесообразно подробнее рассмотреть современные представления об информационной войне и деятельности иностранных агентов, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Целью исследования является изучение и анализ нормативных правовых актов, регламентирующих контроль за деятельностью иноагентов в России, их статуса и роли в информационной войне, разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики по парированию угроз в информационном пространстве.
Материалы и методы. В исследовании был применен диалектический метод познания как основной, контент-анализ нормативно-правовых актов, историко-сравнительный, структурно-функциональный и метод лингвоанализа.
Результаты исследования. Дано краткое обоснование растущей популярности тактики информационной войны. Проанализированы основные характеристики иностранных агентов, применяемые ими методы дезинформации и манипуляции общественным мнением, их влияние на политические и социальные процессы внутри страны. Дана оценка существующим в РФ мерам противодействия информационным войнам и деятельности иноагентов, выявлены пробелы законодательства. Обоснована необходимость подготовки нового федерального закона для защиты от дезинформации при соблюдении права на свободу слова, а также совершенствования технических средств обеспечения информационной безопасности России.
Обсуждение и заключение. Выводы, сделанные в результате исследования, призваны дополнить и расширить научное представление о статусе и роли иностранных агентов в современных информационных войнах, их ключевых стратегиях воздействия на наиболее уязвимые группы населения, мерах по совершенствованию правового регламентирования деятельности иноагентов в современных геополитических реалиях, а также могут послужить основой для дальнейших исследований в области информационных войн и влияния иностранных агентов на международные отношения и внутренние дела государства.
Введение. Активное внедрение информационных технологий в систему общественно-политических отношений расширяет возможности граждан по их участию в управлении делами государства, создает условия для формирования качественно нового уровня гражданской активности населения. Одним из механизмов совершенствования избирательного процесса является дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое сегодня вызывает живой интерес как у исследователей избирательных технологий, так и у самих избирателей. Цель исследования – выявить и проанализировать проблемы внедрения систем дистанционного электронного голосования в России и зарубежных странах для разработки соответствующих мероприятий по их эффективному разрешению, а также оценить перспективы развития этого инновационного направления.
Материалы и методы. В ходе исследования применен комплекс философских, общенаучных и специально-научных методов.
Результаты исследования. Осуществлен комплексный анализ правового регулирования дистанционного электронного голосования в России и за рубежом, его преимуществ и недостатков. Выработаны предложения по совершенствованию дальнейшего использования ДЭГ, включающие разработку механизма придания юридически обязательного характера данному способу волеизъявления избирателей, а также эффективный способ общественного контроля за ходом проведения ДЭГ, что будет способствовать росту доверия к результатам онлайн-голосования. Обосновано, что в целом преимущества ДЭГ перевешивают его недостатки по сравнению с традиционной системой голосования с помощью бюллетеней, однако эффективное применение ДЭГ возможно, только если избирательной системе удастся преодолеть правовые, организационные и технические трудности для реального обеспечения принципов избирательного права при электронном голосовании.
Обсуждение и заключение. Вопросы применения дистанционного электронного голосования в России требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Целесообразно ускорить процесс совершенствования правового регулирования данных общественных отношений с учетом опыта, накопленного в зарубежных странах. Сформулированные в статье теоретические положения могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Введение. В последние годы набирает актуальность вопрос о законности разведения сельскохозяйственных животных и пчел на садовых и иных личных земельных участках граждан. С одной стороны, собственники могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им объектом недвижимого имущества, как это указано в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. С другой стороны, в ст. 36 Конституции РФ, а также в иных федеральных законах отмечается, что действия собственника земельного участка не должны противоречить закону и нарушать права и законные интересы других лиц. Действующее федеральное законодательство содержит лишь часть ответов на эти вопросы, оставляя решение проблемы судам и органам местного самоуправления, которые должны определять параметры и виды разрешенного использования земельных участков в границах муниципалитета в Правилах землепользования и застройки. Цель работы – исследовать существующее нормативно-правовое регулирование содержания сельскохозяйственных животных на садовых и иных земельных участках граждан, сложившуюся судебную практику, выявить пробелы в земельном и ином законодательстве РФ, предложить оптимальные пути правового решения данной проблемы.
Материалы и методы. В рамках данного исследования был использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов, в частности, диалектический метод, системный и логический методы, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также метод правового моделирования.
Результаты исследования. Установлено, что действующие федеральные законы РФ не дают однозначного ответа на вопрос о возможности разведения сельскохозяйственных животных или пчел на садовых и огородных земельных участках, а также участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Даже в случаях, когда такая возможность допускается, остается открытым вопрос о видах и количестве животных, которых можно содержать на участке, а также о порядке разрешения соседских споров (приведен ряд интересных случаев из судебной практики). Для решения исследуемой проблемы предложен ряд правовых мер: проведение нормативной классификации животных; установление запрета размещать сельскохозяйственных животных на участках садоводов, огородников и участках ИЖС в городах; разрешение разведения животных на земельных участках сельскохозяйственного назначения, а также на приусадебных наделах личных подсобных хозяйств в количествах, определяемых ветеринарным и санитарным законодательством; развитие концепции соседского права с последующей разработкой «соседского законодательства», содержащего правовые инструменты смягчения и разрешения конфликтов между соседями.
Обсуждение и заключение. Надлежащая правовая регламентация отношений с участием садоводов в России необходима, так как к числу садоводов и огородников относится почти половина населения страны, и эта тенденция только усиливается. Для эффективного решения данной проблемы российским ученым весьма полезно обратиться к иностранному опыту. Например, соседское право хорошо развито в большинстве европейских стран, где соответствующие нормы прямо включены в гражданские и иные законодательные акты. В Китае на уровне законодательства более четко разделены категории земель, жёстче экологические нормы (особенно около городов), а мелкое животноводческое хозяйство разрешено только в сельской местности.
Введение. Цифровые технологии все шире применяются в современных бизнес-процессах благодаря увеличению скорости, прозрачности и эффективности проводимых операций. Однако системы правового регулирования сталкиваются с проблемами объективного контроля за цифровой активностью предприятий, предупреждения потенциальных рисков и установления мер ответственности за правонарушения и вред, причиненный использованием искусственного интеллекта (ИИ). Недостаточно изучена специфика реализации коммерческих правоотношений в условиях их стремительной цифровизации: квалифицирующие признаки систем ИИ в рамках проведения сделок, заключения договоров и иных составляющих хозяйственных отношений подразумевают их автоматизацию посредством компьютерных алгоритмов, вследствие чего возникают вопросы об эффективности цифровых решений, правосубъектности ИИ и ответственности участвующих сторон. Целью исследования является углубленный анализ актуального состояния и перспектив развития коммерческого и предпринимательского права в России в связи с интеграцией систем ИИ в сферу бизнеса.
Материалы и методы. Материальной базой послужили нормативно-правовые исследования ученых разных стран, касающиеся распространения и использования систем ИИ. В работе был использован ряд общенаучных и частнонаучных методов, включая дескриптивный, аналитический, структурирование, моделирование и прогнозирование.
Результаты исследования. Установлено, что несмотря на существенные преимущества систем ИИ в качестве электронных агентов, цифровых посредников, алгоритмов обработки данных и автоматизации документооборота, их применение в бизнесе требует глубокой проработки законодательства и договорных взаимодействий для выстраивания гибкого дифференцированного подхода в системе управления, способной учитывать специфику правосубъектности ИИ с последующим ограничением рисков и рациональным распределением ответственности.
Обсуждение и заключение. Работоспособность и неограниченные возможности искусственного интеллекта по некоторым характеристикам превосходят человеческие, в связи с чем растёт необходимость внесения корректив в существующее в стране коммерческое и предпринимательское право. Утверждение отдельных государственных предписаний не позволяет решить все трудности, возникающие в процессе цифровизации бизнес-структур, поэтому необходимо комплексное переосмысление действующих нормативных доктрин.