Preview

Правовой порядок и правовые ценности

Расширенный поиск
Том 1, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF
5-15 401
Аннотация

Введение. В современной гуманитарной науке отсутствует единство в вопросе понимания сущности национальной безопасности и основного объекта ее обеспечения в силу отдаленности современной юриспруденции от естественной природы и врожденных возможностей человека. Современное геополитическое противоборство наглядно показывает ограниченность имеющихся подходов к национальной безопасности как простой совокупности безопасности человека, общества и государства в настоящем времени, поскольку современные гибридные войны, прежде всего, направлены на уничтожение прошлого и программирование будущего для противника. В этой связи назрела задача по выявлению актуального содержания отношений национальной безопасности для дальнейшего успешного выживания многонационального народа России и сохранения существующей системы сдержек и противовесов в мире. Цель исследования — определение актуального субъекта и объекта обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Материалы и методы. Материалами исследования являются результаты анализа более 1000 файлов, содержащих научно-методические, нормативные и учебные материалы по национальной безопасности как правовой  категории.  Многогранность  изучаемых  правовых  явлений  обусловила  использование междисциплинарного подхода, обращение к данным, полученным представителями антропологии, теологии, философии и историко-правовых наук. Как частнонаучные методы применялись схемы и категории теории правового порядка общества, теории институциональных изменений, геополитической теории, теории безопасности. Широко использовался диалектический метод научного познания, методы теории социальных систем, теории управления, теории игр, позволяющие рассматривать поведение участников отношений в области обеспечения безопасности с позиций прагматизма.

Результаты исследования. Современная Россия как момент бытия многонационального народа Российской Федерации в сложившейся пространственно-временной реальности является суверенным объединением российского человека, общества и государства для коллективного выживания, обеспечения защищенности и безопасности посредствам наличия необходимых сил и средств, единого национального порядка и мировоззрения, с единой волей, воплощенной в президентской власти. «Национальная безопасность Российской Федерации» — это результат деятельности по оценке и поддержанию силами и средствами граждан, общества и государства такого бытия многонационального народа РФ, при котором суверенно и самостоятельно удовлетворяются его витальные потребности в самосохранении, самоподдержании и самовоспроизводстве в прошлом, настоящем и будущем. Предлагаемое определение, вводя актуальный объект обеспечения национальной безопасности и меняя характер взаимоотношений между субъектами, создает доктринальную основу для перехода к коллективной модели выживания в современной геополитической обстановке.

Обсуждение и заключения. Сущность понятия «национальная» в контексте «Стратегии обеспечения национальной безопасности» проявляется как единая государственная форма, содержанием которой выступает существование и бытие российского государства, общества и личности в их становлении и развитии в прошлом, настоящем и будущем, в геополитическом философском измерении. Это соответствует понятию «цивилизация» как социальной форме движения материи, обеспечивающей ее стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции и обмена с окружающей средой. Многонациональный народ Российской Федерации как цивилизация или «тысячелетнее государство» обладает реальным суверенитетом, собственным национальным порядком и мировоззрением, который никогда не терял своей государственности, смог пережить все фатальные угрозы безопасности своего существования. По нашему мнению, в сложившейся пространственно-временной реальности эффективным субъектом безопасности, одновременно являющимся основным объектом обеспечения безопасности и единственной формой коллективного выживания для человека, является многонациональный народ Российской Федерации как нация, объединенная государственной формой и управляемая ею. Родина как патетическое обозначение российской цивилизации, законодательно определяемая Конституцией России как «многонациональный народ РФ» — это актуальная форма коллективного выживания для российского человека, личности, общества и государства.

24-33 361
Аннотация

Введение. В России последних десятилетий сформировалось несколько поколений людей, дезориентированных в культуре, в традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Наблюдается тотальная замена традиционных ценностей псевдоценностями, признание людьми отклоняющегося поведения, нередко ведущего к самоуничтожению, новому пониманию нормы. К этому провело отсутствие со стороны государства должного контроля потоков информации. В последние годы наше государство активизировало деятельность, направленную на формирование информационной среды, способствующей развитию высоконравственных качеств человека, приверженности традиционным ценностным ориентирам. Так как особое влияние на формирование современного поколения оказывают информационные ресурсы, то важной задачей сегодня становится развитие и популяризация именно тех информационных ресурсов, которые способны остановить процесс утраты современным поколением социально-нравственных ориентиров. Целью исследования является оценка существующих нормативных актов с позиции полноты регулирования процесса формирования безопасной информационной среды, способной обеспечить должный уровень распространения тех духовных, нравственных ценностей, которые можно отнести к разряду традиционных.

Материалы и методы. Материалом исследования стали нормативные акты, регулирующие функционирование современных информационных ресурсов и их влияние на современное поколение. В статье использованы такие общепринятые методы научного познания, как диалектический и формально-юридический, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Результаты исследования. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы обозначена необходимость формирования безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Сама идея, сформулированная в концепции, заслуживает безусловной поддержки. Вместе с тем ее реализация может столкнуться с рядом проблем и сложностей, которые связаны в первую очередь с понятийным аппаратом. Отсутствие единообразного, качественного с позиции русского языка, логики наполнения, однозначного восприятия понятийного аппарата, используемого для смежных нормативных правовых актов, может нивелировать все попытки законодателя обеспечить формирование соответствующей информационной среды. Для полноты регулирования процесса формирования безопасной информационной среды, способной обеспечить должный уровень распространения тех духовных и нравственных ценностей, которые можно отнести к разряду традиционных, сегодня с учетом вышеизложенного и наряду с иными мерами, необходима инвентаризация и систематизация терминов и понятий в сфере правового регулирования формирования безопасной информационной среды.

Обсуждение и заключения. Дефинитивная часть правового обеспечения формирования информационного пространства знаний только формируется, но она уже сейчас требует более быстрого и полного определения своего содержания и функционального характера по предмету отношений, формам и методам правового воздействия. Инвентаризация и систематизация терминов и понятий в сфере правового регулирования формирования безопасной информационной среды должна быть проведена в максимально сжатые сроки, так как это будет способствовать реализации правовых условий информационного противоборства на современном этапе развития информационного общества в Российской Федерации.

47-55 3119
Аннотация

Введение. Вопросы стипуляции широко освещались в древнейших источниках познания римского права. В истории римского права институт стипуляции претерпел некоторые изменения. Стипуляция появилась в архаический период, а наибольшего развития претерпела в классическую эпоху. В учебном курсе по римскому частному праву, без которого невозможно дальнейшее основательное изучение юридических дисциплин гражданско-правового цикла, отмечено особое место стипуляции. Цель исследования — научный анализ источников познания римского права относительно содержания института стипуляции в римском частном праве, выяснение структурных особенностей, ее происхождения и развития в исторической плоскости.

Материалы и методы. Рассмотрены правовые, организационные, мировоззренческие, методические и иные аспекты изучения стипуляции в римском частном праве с использованием общепринятых в России методов научного познания: общенаучных (диалектический метод) и частнонаучных методов (анализ, синтез, конкретно-исторический, логический метод и др.).

Результаты исследования. Стипуляция — это используемый в римском праве односторонний договор (контракт), заключавшийся в устной (вербальной) форме между сторонами (должником и кредитором) в виде произнесения торжественных слов относительно имущественных прав римских граждан и иностранцев. Обязательные признаки стипуляции — основание, предмет и стороны договора, форма, а также классификация. Основаниями для возникновения стипуляции служили различные юридические факты. При этом предоставленное обязательство, которое римская правовая школа относила к конвенциональным (договорным), было односторонним и имело абстрактный характер. Предметом стипуляции было любое обязательство, включавшее как право собственности, так и право владения. В статье рассмотрены положения о сроках денежной оценки предмета обязательства, различные условия утраты действительности стипуляции, обстоятельства, исключавшие требования защиты по иску на основании стипуляции, обязательные требования к заключению сделки. Сторонами в договоре были как римские граждане, так и иностранцы. Сделка осуществлялась как в пользу кредитора, так и в пользу его правопреемников. Рассмотрены ответственность по стипуляции и особенности участия в договоренности рабов. Представителями в таком соглашении выступали опекуны, адстипуляторы, спонсоры. Срок исполнения обязательства должен был быть указан как условие заключения договора, а срок требования по иску начинался с момента выявления нарушений обязательства, которые имели место во время реального наступления события по договору. Акцентирована возможность перспективы при исследовании истории стипуляционных обязательств на территории Боспорского царства, входившего в Римский протекторат. Рассмотрены примеры рецепции института стипуляции в современном обязательственном праве.

Обсуждение и заключения. Проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость и ориентировано на лиц, осуществляющих профессиональную подготовку будущих юристов. В частности, одним из вопросов, выносимых на изучение юридическим образовательным компонентом «римское частное право», является стипуляция, традиционно изучаемая в системе римского обязательственного права.

88-98 377
Аннотация

Введение. В российском законодательстве содержится определение понятия «экстремизм», применяются понятия «экстремистская деятельность», «осуществление экстремистской деятельности», определены направления противодействия экстремистской деятельности. При этом природа экстремизма, способы, механизмы и возможности его проявления, оценочный характер установления причин и следствия тех или иных действий, высказываний, провоцирующих или способных стимулировать настроения и поступки людей, носящих противоправный характер и экстремистское содержание, требуют глубокого изучения. Необходимы теоретические исследования данных вопросов с учетом изменения технологий распространения информации, способов воздействия на поведение человека и тех вредных последствий, которые может повлечь экстремистская деятельность. В статье рассмотрены результаты мониторингов законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, проанализированы данные оценки общественно-политической обстановки в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, раскрывается понятие «экстремизм» в рамках современных методов противодействия данному виду преступлений, предотвращения возможных предпосылок и причин распространения подобной идеологии. Цель исследования — выявить проблемные аспекты в сфере противодействия экстремизму в условиях цифровизации общественных отношений.

Материалы и методы. Объектами исследования являются как понятие «экстремизм», так и его проявление в различных сферах общественных отношений. Использованы общенаучные методы научного познания: идеализация, формализация, логический и метод сравнения; эмпирическо-теоретические методы: аналогии, абстрагирования, индукции и дедукции; а также специально-юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования и толкования правовых норм.

Результаты исследования. В результате изучения российского законодательства в сфере противодействия экстремизму, практики его применения высказаны предложения о необходимости широкого обсуждения и более детального нормативного закрепления как понятия «экстремизм», форм его проявления, так и возможностей противодействия с учетом современных способов коммуникации и распространения информации. Доказана значимость  профилактики  экстремизма,  проведения  разъяснительной  деятельности  принимаемых управленческих решений на всех уровнях власти с целью снижения возможности манипулирования общественным мнением и порождения экстремистских настроений. Проведен анализ практики территориальных органов Минюста России по противодействию экстремистской деятельности в общественно-политической и нормотворческой сферах. Сделана попытка найти ответы на актуальные вопросы, касающиеся принятия верных управленческих и нормотворческих решений с целью гармонизации общественной жизни и обеспечения безопасности человека, общества и государства.

Обсуждение и заключения. Вопросы экстремистских проявлений, возможностей негативного влияния на развитие общественных отношений, государственной деятельности, благополучие граждан и их объединений рассмотрены через призму оценки территориальными органами Минюста России общественно-политической обстановки, связанной с деятельностью некоммерческих организаций (далее — НКО) в субъектах РФ, их регистрацией, контролем проводимых ими мероприятий, получением финансовой поддержки и ее источников.

16-23 299
Аннотация

Введение. Для всех настоящих и будущих поколений граждан страны принципы и ценности, на которых формируется и функционирует гражданское общество, должны быть приоритетными. При этом теоретическое осмысление указанных категорий должно быть подкреплено их практической реализацией. Поэтому целью исследования является экспериментальное педагогическое изучение проблемных аспектов развития правосознания для выявления комплексной оценки уровня сформированности гражданской позиции педагогов и студентов в высших учебных заведениях.

Материалы и методы. Материалом исследования является процесс организации педагогической работы в вузе, деятельность кураторов студенческих групп. В исследовании использован комплекс общенаучных и специализированных научных методов, направленных на анализ и систематизацию релевантных материалов, а также практическое экспериментальное изыскание.

Результаты исследования. Содержание работы педагогов и студентов по развитию самосознания рассмотрено как в процессе их аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. В качестве основных принципов организации педагогической работы обозначены принципы правосознания и гражданственности, демократии, а также толерантности и вовлечения в опыт гражданского действия. Также проанализированы особенности работы кураторов, целью которой выступила деятельность по формированию правосознания и гражданской позиции студентов. Кроме того, в статье сделан акцент на необходимость формирования и укрепления партнерских отношений с общественностью, образовательными учреждениями, властью, бизнесом.

Обсуждение и заключения. Управляемость процесса развития гражданского самосознания была выявлена как основной результат аналитической деятельности авторов статьи. Были определены основные педагогические условия указанного процесса: организация взаимодействия всех участников процесса и во время образовательной деятельности, и вне таковой, учет специфики профессиональной подготовки студентов и вовлечение общественности в процесс развития самосознания. К педагогическим условиям относится также активизация методов обучения, связанных с развитием правосознания и гражданственности студентов. Показало свою эффективность формирование временных педагогических сообществ, включающих специалистов, непосредственно работающих со студентами и разрабатывающих специализированные подходы к развитию указанных выше качеств у обучающихся, за счет выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем и вопросов, рассмотрение которых позволит повысить эффективность проводимой работы в области развития гражданского правосознания. Была разработана и предложена программа деятельности кураторов учебных групп в области формирования гражданской позиции студентов, а также организован поэтапный мониторинг процесса формирования гражданской позиции обучающихся.

34-46 369
Аннотация

Введение. Применение экстенсивного земле- и лесопользования на заброшенных сельскохозяйственных территориях долгое время оставалось без соответствующих законодательных норм, регламентирующих выращивание леса. Отчаявшиеся от непосильных штрафов за неиспользование сельскохозяйственных земель собственники поджигали леса на своей территории, причиняя себе, обществу, государству и природе значительный урон. Площадь заброшенных сельхозземель в России, пригодных для выращивания леса, составляет около 76 миллионов гектаров. В 2020 году в отношении лесов, растущих на сельхозземлях, не используемых по назначению, было принято два чрезвычайно значимых нормативных правовых документа — Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 (далее — Постановление № 1509) и Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482. Заинтересованные в развитии данного направления хозяйствующие субъекты (в т. ч. собственники, лесоводы) отметили положительную динамику развития законодательства, поскольку открылись большие возможности для преумножения лесов — появилась возможность заняться лесным фермерством и выращивать лес на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, создавать лесные питомники, развивать сельские территории, особенно в Нечерноземье, что может принести пользу российскому лесному фонду, сохранению биоразнообразия и, что немаловажно — улучшить общую экологическую и климатическую ситуацию в стране и мире. К началу 2023 года законодатель внес существенные поправки в данную сферу правовых отношений, однако следует сказать, что правовое регулирование и разрешение многих вопросов в этой сфере продолжает оставаться затруднительным. Цель исследования — выявить проблемные вопросы развития законодательства о сельском лесоводстве в Российской Федерации и реализации Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509.

Материалы и методы. В статье проанализировано выращивание леса на землях сельскохозяйственного назначения. В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы. Методологическую основу исследования составили диалектический метод, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также системно-структурный анализ.

Результаты исследования. Показано, что для развития сельского лесоводства установлены труднопреодолимые административные и регуляторные барьеры, и данное направление развития законодательства нуждается в серьезном переосмыслении. Необходимо принять срочные меры для выявления всех пробелов и недочетов и исправления ситуации.

Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы, связанные с внесением многочисленных поправок в Постановление № 1509, осложняющих выращивание леса на землях сельскохозяйственного назначения. Необходим переход на интенсивное лесопользование и устранение бюрократических барьеров для развития сельского лесоводства.

56-67 1949
Аннотация

Введение. Теоретическая и практическая значимость договорных правоотношений, особенность их правовой регламентации в современных условиях заключаются в том, что договор традиционно выступает рычагом динамических процессов товарообмена. Поэтому с привлечением все большего количества объектов в гражданский оборот, содействием свободы конкуренции возрастает и роль договора. Вместе с тем, особое внимание в последние годы в отечественном гражданском праве уделяется созданию правовых конструкций, обеспечивающих развитие безвозмездных отношений. В этой связи значительный интерес представляет категория безвозмездных договоров и, в частности, договор дарения. Одной из задач современного гражданского права является создание правовых конструкций, обеспечивающих развитие указанных безвозмездных отношений. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), традиционно закрепляя отдельные виды безвозмездных договоров, оставляет открытым целый ряд вопросов: систематизация безвозмездных обязательств, видовой состав, не определены общеполезные цели и др. Неоднозначно регламентированы в действующем законодательстве юридические конструкции договоров на оказание технической и гуманитарной помощи. Нуждаются в четкой законодательной регламентации отношения с элементом безвозмездности, связанные с благотворительностью, спонсорством, меценатством, предоставлением грантов и другие. Таким образом, правовое регулирование безвозмездных договоров в условиях нынешней экономической ситуации заметно отстает от современных запросов. Особый интерес в этой связи представляет уяснение сущности и правовой природы договора дарения и его места в современном российском гражданском праве. Цель данного исследования — выявить наиболее актуальные проблемы правового регулирования договора дарения в отечественном законодательстве и практике его применения.

Материалы и методы. В статье осуществлен анализ нормативного правового регулирования, направленного на конструирование безвозмездных договоров, среди которых особый интерес представляет договор дарения. В ходе исследования использовалась совокупность общенаучных и специальных способов познания правовой действительности. При написании статьи были использованы методы анализа и синтеза, сравнительно-правового анализа, а также диалектический метод, что позволило обеспечить всесторонность изучения анализируемого материала, внутреннее единство исследования, а также достоверность и непротиворечивость его положений.

Результаты исследования. Доказано, что институт дарения находится в состоянии постоянного законодательного совершенствования. В связи с этим выработан ряд положений, которые могут способствовать развитию данного института в отечественном законодательстве.

Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы в вопросах правового регулирования договора дарения, особое место среди которых занимают правоприменительные ошибки в отечественной судебной практике. Все вышеуказанное не только актуализирует тему настоящего исследования, но и определяет основные векторы совершенствования действующего российского законодательства в сфере регулирования договора дарения.9

99-108 437
Аннотация

Введение. Совершение любого преступления сопряжено с интенсивными душевными переживаниями и эмоциональными всплесками. Причем подобного рода волнения возникают не только у человека, на которого совершено посягательство, но также и у субъекта совершения преступления. В большинстве своем душевные переживания связаны с совершением определенных действий, результатом которых становится нарушение уголовного закона и, следовательно, совершение преступления. Однако в некоторых случаях механизм преступления реализуется уже после и в результате возникшего сильного душевного переживания. В этом случае невозможно отрицать тот факт, что подобное состояние может оказать влияние не только на намерения и мотивы человека, но и на характер его действий, и на результат таких действий. С этой точки зрения изучение особенностей состояния аффекта имеет большое значение для уголовного права и оценки характера действий виновного лица, а также для определения необходимого репрессивного воздействия в виде срока и вида уголовного наказания. Цель данного исследования состоит в определении дифференциации влияния различных видов аффектированного состояния субъекта преступления на значимые элементы состава преступления, которые учитываются при квалификации деяния и назначения наказания.

Материалы и методы. Для того, чтобы сформулировать понятие аффекта, необходимо проанализировать имеющиеся в науке подходы к анализу данной проблемы и соотнести ее с имеющейся практикой изучения аффектированного состояния. При этом учтены не только наиболее распространенные мнения практиков и теоретиков, но и проанализированы не популярные мнения по вопросу определения аффекта. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы, в частности, методы анализа, синтеза, интерполяции, структурного анализа, методы, используемые правовой психологией и психиатрией.

Результаты исследования. Понятие «аффект» имеет комплексный и неоднородный характер. Следовательно, для того, чтобы иметь возможность объективно оценить уголовно-правовое значение состояния лица на момент совершения преступления, необходимо не ограничиваться установлением факта наличия аффекта в момент совершения преступления. Важно определить, к какому из пяти выделенных в работе видов аффекта, к какой фазе этого эффекта можно отнести состояние, диагностируемое у субъекта преступления.

Обсуждение и заключения. В результате проведенного исследования удалось выделить такие виды аффекта, как кумулятивный, аномальный, аффект на почве алкогольного опьянения, патологический, физиологический, которые, в свою очередь, проходят несколько фаз при формировании и переживании субъектом. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что только два из выделяемых видов аффекта однозначно могут повлечь за собой уголовно-правовые последствия: аффект физиологический (не связанный с наличием болезненного состояния и предусматривающий назначение и исполнение уголовного наказания) и аффект патологический (наличие которого влечет признание человека невменяемым). Все иные аффектированные состояния, в той или иной степени являющиеся разновидностями двух вышеназванных, не могут исключить назначение и исполнения уголовного наказания, могут повлиять на содержательные характеристики субъективной стороны преступления, а, следовательно, и на вид и размер назначаемого наказания.

68-79 496
Аннотация

Введение. В доктрине наследственного права большое внимание уделяется конструкции наследственного договора как универсального инструмента планирования наследования. Однако содержание наследственных договоров определяется целью договора. В данной статье дана характеристика каждого из видов наследственных договоров. Цель исследования — определить специфику правового регулирования отношений, основанием которых являются наследственные договоры разных видов, а также обосновать необходимость применения тех или иных способов защиты интересов его сторон.

Материалы и методы. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при заключении, исполнении и расторжении отдельных видов наследственных договоров. Методологической основой исследования являются общенаучные методы: формально-логический, структурно-функциональный, метод индукции. Из специальных методов использовались формально-юридический и сравнительно-правовой.

Результаты исследования. В соответствии с целью и назначением наследственного договора выделены пять видов этой правовой конструкции: наследственный договор, используемый наследодателем для получения доходов при жизни от посмертной передачи наследства; используемый для финансирования реализации значимых для наследодателя интересов после его смерти; договор, заключенный с целью побудить наследника к определенному поведению до и (или) после смерти наследодателя, в том числе к управлению имуществом наследодателя; наследственный договор, защищающий волю наследодателя от оспаривания наследниками; супружеский наследственный договор. Каждый вид обладает спецификой правового регулирования, выражающейся в способах защиты прав и интересов сторон договора.

Обсуждение и заключения. Анализ эффективности применения рассмотренных видов наследственного договора для достижения целей его сторон позволил сформулировать следующие выводы. Для обеспечения исполнения воли наследодателя после его смерти необходимо допустить учет условий приобретения наследства, наступивших в период, установленный для принятия наследства. Для усиления защиты контрагента наследодателя в возмездных договорах следует разрешить обременение будущего наследства залогом; возложить на наследодателя обязанности по информированию наследника об отчуждении имущества, являющегося объектом договора, и возмещению ему понесенных расходов; признать право наследника на возмещение всех убытков, которые он понес, полагаясь на обещание наследодателя передать ему имущество после смерти.

80-87 234
Аннотация

Введение. Развитие цифровых технологий, расширение сфер, которые применяют дистанционные формы для реализации образовательных услуг, приводят к созданию и размещению объемного информационного контента на открытых образовательных ресурсах и закрытых для внешнего доступа инфраструктурных сайтах. Это в свою очередь предопределяет возникновение вопросов об авторах и правообладателях указанного контента, пределах использования результатов интеллектуальной деятельности авторов такого контента, распределения получаемого вознаграждения от его коммерческого использования, а также защите прав субъектов при нарушении их прав.

Материалы и методы. Основу настоящего исследования составили труды российских ученых об авторских правах, а также зарубежных исследователей, положения российского гражданского и трудового законодательства и законодательства зарубежных стран. В ходе исследования применены как общенаучные методы, так и такие специальные научные методы, как метод сравнительного правоведения, позволивший выявить подходы к разрешению поставленных вопросов в других юрисдикциях.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что проблема незаконного использования образовательного контента и защиты прав авторов и правообладателей указанного контента является широко распространённой, особенно это актуально для открытых образовательных ресурсов. Авторы приходят к выводу, что образовательный онлайн-контент следует квалифицировать как сложное произведение, а также как программу ЭВМ и уникальную базу данных. Особо должны оговариваться пределы свободного использования такого продукта – личная цель, отсутствие коммерческой цели использования. Для разрешения споров авторов и учебных заведений предлагается конкретизировать в трудовом договоре те виды произведений, которые являются служебными произведениями, и определить между сторонами условия их использования.

Обсуждение и заключения. Исследованные проблемы создания и размещения объемного информационно-образовательного контента, использования и переработки результатов интеллектуальной деятельности авторов такого контента, распределения получаемого вознаграждения от его коммерческого использования, а также защита прав субъектов при их нарушении имеют важное практическое значение, поскольку могут быть востребованы для разрешения вопросов об исключительных правах на служебные произведения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1843 (Online)